Трудовое право

Вопрос 2. Особенности субъектов предпринимательского процесса

Второй элемент и выступает в качестве предпринимательского дохода, т.е. вознаграждения за проявленный инновационный подход, новаторство в производстве.

Значит можно считать, что всякий предприниматель выступает в качестве делового человека, но не всякий деловой человек может быть отнесен к категории предпринимателей.

Среди основных стимулов, мотивов и причин, побуждающих заниматься предпринимательской деятельностью можно выделить:

Ø материальную заинтересованность

Ø стремление к независимости

Ø возможность самореализации, самоутверждения

Ø неудовлетворенность своим положением (материальным, социальным)

Ø стремление реализовать свои идеи и изобретения

Ø желание лидировать

Однако предприниматель не единственный субъект предпринимательской деятельности.

Предпринимательство представляет собой неотъемлемую часть общеэкономических и социально-экономических процессов. И как общие экономические процессы включает в себя одних и тех же субъектов (рисунок 1). При этом, однако, субъекты предпринимательского процесса имеют свои специфические, отличительные характеристики.

Рисунок 1 – Субъекты предпринимательской деятельности

Считается, что во взаимоотношениях предпринимателя и потребителя предприниматель относится к категории активного субъекта, а потребителю свойственная прежде всего пассивная роль. Необходимо проанализировать эту связь, чтобы выяснить насколько верно данное утверждение.

С одной стороны потребитель – индикатор предпринимательского процесса. Все то, что составляет предмет деятельности предпринимателя, имеет право на реализацию только в случае позитивной экспертной оценки потребителя, т.е. готовности потребителя приобрести тот или иной товар. Значит предприниматель при организации своей деятельности не может игнорировать настроения, желания, интересы, ожидания, оценки потребителя.

С другой стороны, это совсем не означает, что предприниматель обязан действовать в строгом соответствии с уже выявленными интересами потребителя. Сам предприниматель может формировать спрос потребителя, создавать новые покупательские потребности.

Таким образом предприниматель может организовать свою деятельность одним из двух способов:

- на основе выявленного интереса потребителя;

- на основе «навязывания» нового товара.

Основными средствами воздействия предпринимателя на потребителя выступают следующие:

ü новизна товара и его соответствие интересу потребителя;

ü качество;

ü степень универсальности;

ü внешний вид и упаковка;

ü позитивные отличительные характеристики товара от других;

ü услуги постпродажного сервиса;

ü престижность и привлекательность.

Подводя итог можно сказать, что с точки зрения общественного производства именно предприниматель выступает в роли активного субъекта, а с точки зрения самого предпринимательского процесса активную роль играет потребитель, и предприниматель не может игнорировать этот факт.

Роль государства как субъекта предпринимательского процесса может быть различной в зависимости от ситуации.

Государство может выступать в роли:

q Тормоза развития предпринимательства. В этом случае оно создает неблагоприятную обстановку для развития предпринимательства или запрещает его вообще.

q Постороннего наблюдателя.В этом случае государство прямо не противодействует развитию предпринимательства, но в то же время и не способствует его развитию.

q Ускорителя предпринимательского процесса. Государство ведет постоянный и активный поиск мер по вовлечению в предпринимательский процесс новых экономических агентов. В этом случае государство выполняет следующие функции: образовательную (например, подготовка предпринимательских кадров); поддержание в финансовом отношении только что вступивших или вступающих в сферу деловой активности предпринимателей; создание для предпринимателей требуемой инфраструктуры.

Наемный работник как субъект предпринимательской деятельности является реализатором идей предпринимателя. От наемного работника зависит эффективность и качество реализации предпринимательских идей.

Основными проблемами во взаимоотношениях предприниматель – наемный работник считается:

1. Подбор кадров нужной специализации и требуемого уровня квалификации. Эту проблему можно решить двумя путями:

- подготовить собственными силами

- привлечь из других предпринимательских структур, но в этом случае условия должны быть более привлекательными.

2. Необходимость вовлечения наемного работника в интерес предпринимательской структуры.Различают две формы вовлечения:

- вовлечение в производственный интерес фирмы: характерна для европейской системы организации труда, когда каждый наемный работник четко знает свои производственные функции и выполняет их с присущей умелостью.

- вовлечение в коммерческий интерес фирмы: характерна для японо-американской системы организации труда, когда каждый наемный работник заинтересован не только в должном исполнении своих производственных функций, но и обеспокоен общим результатом деятельности предприятия.

Любой предприниматель заинтересован в эффективных партнерских связях. Идеальным считается, когда все предприниматели образуют относительно изолированную от общего экономического процесса цепочку партнерских связей.

Партнерские связи можно разделить на:

А) реальные и потенциальные

Б) долговременные и постоянные

В) кратковременные и на определенные срок

Г) случайные и смешанные

Таким образом, при планировании своей деятельности предприниматель рассматривает партнера как субъекта предпринимательского процесса, от формы взаимоотношений с которым зависит уровень эффективности его деятельности.

Контрольные вопросы:

1. Очертите схему взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности.

2. Назовите основные качества и черты предпринимателя.

3. Какие вы знаете мотивы, побуждающие заниматься предпринимательской деятельностью?

4. Как выглядит схема взаимодействия субъектов предпринимательской деятельности предприниматель-потребитель.?

5. Средства воздействия предпринимателя на потребителя.

6. Роли государства по отношению к предпринимателю: «тормоз», «наблюдатель», «ускоритель».

7. Соотношение интересов предпринимателя и наемного работника.

8. Дайте классификацию партнерских связей.

9. Что такое предпринимательские прибыль и доход? Чем они отличаются от прибыли и дохода обычного хозяйствующего субъекта?

Share
Tags :
06.04.2017