Добро пожаловать

Требования к организации пассажирских перевозок

Лекция 2

Полное и своевременное удовлетворение населения страны в перевозках — основная задача работы железнодорожного транспорта. Основой этому являет­ся перспективное и оперативное планирование объема пассажирских пере­возок по всем видам перевозок, что позволяет определять потребные мощности транспорта с учетом неравномерности пассажиропотоков по сезонам года и ме­сяцам, а пригородных, кроме того,— по дням недели и часам суток.

На сети железных дорог насчитывается около 10 тыс. станций, ежесуточно отправляющих более десяти миллионов пассажиров, из них около миллиона в дальнем сообщении. В пригородном сообщении ежесуточно курсирует 8800 электропоездов, а в летнее время на отдельных двухпутных пригородных линиях, например в Московском узле, ежесуточно следует около 350 пар поез­дов. Массовость перевозок требует непрерывного внимания к обслуживанию пассажиров на вокзалах и в пути следования, обеспечения высоких скоростей и безопасности движения на основе построения графиков движения поездов.

Повышение скоростей движения пассажирских поездов — одна из важ­нейших задач подъема уровня обслуживания пассажиров. Этим в значитель­ной степени определяется высокий уровень комплексного развития технической вооруженности Железных дорог с учетом максимальной автоматизации и ме­ханизации производственных процессов.

Эффективное использование технической оснащенности железнодорожного транспорта, повышение производительности труда во многом зависят от перс­пективного и оперативного планирования пассажирских перевозок, что в пер­вую очередь сказывается на использовании подвижного состава, пропускной способности железных дорог, пассажирских станций и вокзалов.

Рациональная организация перевозочного процесса, в том числе и пасса­жирских перевозок, предусматривает такую схему управления. Главное пас­сажирское управление Министерства путей сообщения определяет для сети дорог объем пассажирских перевозок в текущих условиях и на дальнюю перспективу в соответствии с планами развития народного хозяйства СССР. Пла­ном пассажирских перевозок задается не только их объем, но и густота пассажиропотоков на отдельных направлениях или полигонах сети, что позволяет установить потребность дорог в технических средствах и штате. Одновременно с этим МПС задает дорогам и эксплуатационные показатели пассажирских пере­возок.

При составлении графика движения пассажирских поездов определяются нормы технической и маршрутной скоростей движения. Центральная комиссия Министерства путей сообщения после составления графика утверждает его нормативы. Централизованного же нормирования работы подвижного состава в пассажирском движении нет. Ежегодно дороги получают задания с разбив­кой по кварталам только по пассажирообороту (пассажиро-км).

Показатели, характеризующие работу подвижного состава и его исполь­зование, определяются по действующему графику. В пригородном сообщении основной показатель — производительность вагона в пассажиро-километрах.

Для станций дорогой планируются количество отправленных пассажиров и переработанных тонн багажа, а также местные доходы, доходы от перевозок, плановая прибыль, рентабельность, себестоимость, производительность труда (количество отправленных поездов на одного работника). При анализе работы на дороге или отделении дороги используется показатель — количество от­правленных поездов.

Действующие в современных условиях эксплуатационные показатели для пассажирского движения могли бы полнее отражать многогранную работу пассажирских перевозок, если бы по аналогии с техническим нормированием для грузовых перевозок они детализировались. Это позволило бы значительно улучшить экономические показатели работы железнодорожного транспорта, что особенно важно в условиях планирования и экономического стимулирова­ния работы.

На дорогах пассажирскими перевозками руководят пассажирские службы. В условиях текущей эксплуатации они реализуют задания МПС и определяют потребность в подвижном составе и других технических средствах для обслу­живания пассажирских перевозок. На ряде отделений дорог организованы пассажирские отделы, которые контролируют оперативную деятельность пас­сажирских станций и вокзалов. Пассажирская станция, а на остальных стан­циях вокзал — первичное звено в осуществлении пассажирских перевозок.

Share
Tags :
06.04.2017