Зимние виды спорта

Тема 4. Государственная идеология как социально-политический феномен

1. Национальная и государственная идеология как социально- политический феномен.

2. Составные элементы и уровни государственной идеологии.

3. Формы и методы функционирования государственной идеологии.

4. Идейный плюрализм гражданского общества и государственная идеология.

4.1. Национальная и государственная идеология.

В ходе исторического развития нация приходит на смену народности и является более высокой ступенью самоорганизации и консолидации этноса, т.е. коренного народа или, как говорят, титульной нации, давшей название себе и своему государству.

Нации и их самоназвание формировалось также не только на основе единения титульной нации (этноса), одной народности. Некоторые нации сформировались путем объединения близких по языку и культуре народов. Например: французская нация образовалась в результате смешения галлов, германцев, норманнов и других народов.

Северо-американская нация возникла из переселенцев почти всех европейских стран, смешавшись с местными народностями.

Осознание себя как нации особенно рельефно выражается в стремлении к такой форме самоорганизации, как государство. Каждый народ вырабатывает какую-то сумму идей относительно своего прошлого, целей развития, отношений с другими народами. Эту совокупность воззрений и принято называть национальной идеологией.

Важнейшие, доминирующие представления, которыми народ выражает смысл своего существования, народ называет национальной идеей. Что это за идеи? Это представления о начале своей исторической судьбы, национальных истоках (начале своего существования, своего места в мире, осознание своей самобытности, уникальности, если хотите – исключительности. Вот мы такие. Никто лучше нас этот танец не танцует, никто лучше нас не живет, у нас никогда нет детей-сирот. Это все наши дети).

Национальная идея выступает как главный компонент, ядро национального сознания народа. Нациями не рождаются, нациями становятся.

Таким образом, национальная идея не изобретается, а вырастает из характерных (ментальных) черт, ценностей того или иного народа.

Выразителем интересов, устремлений любого народа, нации является создаваемое ими государство. Оно формирует из всей совокупности черт народа национальную идеологию. (Из легенд, верований, образа жизни). И это позволяет называть национальную идеологию государственной идеологией или, что одно и тоже, идеологией государства.

Подчеркну, вслед за профессором В.А. Мельником, что не существует государственно оформленных сообществ людей, т.е. наций, народов без своей идеологии.

Представленная таким образом государственная идеология является характерным признаком нации-государства.

Вместе с тем отметим, что эти национально-окрашенные идеологии, как правило, вбирают и ряд духовных ценностей своего времени. Г.В. Плеханов утверждал, что "…все идеологии имеют один общий корень – психологию эпохи".

4.2. Составные элементы и уровни государственной идеологии.

Представляя собой многоуровневое явление, государственная идеология имеет ряд компонентов, своего рода фундамент деятельности государства, поддерживаемый всеми ресурсами и института системы управления. Именно эту совокупность и называют элементами содержания государственной идеологии.

Что это за элементы? Это идеи, ценности культуры, слагаемые политического, экономического и социально-гуманитарного характера.

1. Культурно-исторические ценности еще называют цивилизационными компонентами государственной идеологии. Среди них сложившиеся идеи, представления о происхождении, формировании народа, особенности его самосознания и становления его как самобытной общности или нации. Сюда мы относим и представления о месте и роли данного народа в мировом историческом процессе.

2. Политическую составляющую государственной идеологии образуют идеи и представления народа о становлении институтов политической системы государства, о ее соответствии современным требованиям и направлениям дальнейшего развития. Сюда же мы отнесем и представления о месте и роли народа, различных социальных сил, партий, общественных объединений.

Экономическая составляющая государственной идеологии включает комплекс форм, методов развития экономики, реализующей важнейшие нужды и потребности народа.

3. Социогуманитарную составляющую государственной идеологии образует комплекс идей о взаимоотношении человека и общества. Человек в данном случае предстает как высшая цель общества и государства. Это запечатлено в Конституции Республики Беларусь.

Государственная идеология, как видим, имеет ряд уровней. К высшему уровню мы относим высокого уровня труды научного, литературного, публицистического характера, содержащие системный анализ различных сторон жизнедеятельности общества. Идеологическую направленность жизни народа, общества мы видим в произведениях Я. Купалы, Я. Коласа, А. Пушкина, Ф. Достоевского и других выдающихся деятелей культуры.

Средний уровень государственной идеологии составляют документы, материалы государственной важности, в которых отражены основные принципы, ценности, идеалы, направления внутренней и внешней политики. Прежде всего, это Конституция страны, программы развития, концепции, доктрины и т.д.

Низший уровень государственной идеологии образуют средства человеческой деятельности: политическая символика, популярные кинофильмы, книги, статьи, лекции, концертные программы и многое другое, с помощью чего пропагандируется идеология. Отметим особо важность символики, носящей огромную идеологическую нагрузку. Это могут быть исторические даты, подвиги соотечественников, победы полководцев и т.д.

Государственная идеология призвана крепить духовное единство народа, служить средством мобилизации на творческий труд, достижение высоких результатов в экономике, политике, культуре.

Государственная идеология выполняет, таким образом, целый ряд функций:

– интегративную;

– теоретическую;

– оценочную;

– целеполагания;

– создания позитивного образа общественного устройства;

– образовательно-воспитательную;

– прогностическую и др.

4.3. Формы и методы функционирования государственной идеологии.

Идеология нуждается в усилиях по формированию, утверждению, распространению. Это должно стать уделом знающих людей, идеологов, учреждений, организаций, механизма всех систем управления делами общества.

Опыт показывает, что этот механизм может быть централизованным и децентрализованным. Всеохватный механизм нашей прежней политической системы вошел в противоречие с реальной жизнью и сам себя дискредитировал.

Сложившийся по инициативе Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко механизм проведения идеологической работы содержит в себе новые черты и направления. Он тесно увязан с работой управленческой вертикали, сопряжен с деятельностью идеологического звена, направляется подготовленными кадрами. Успехи в экономике, реализация целого ряда информационно-технических программ, реальные перемены в социокультурной и духовной сфере позволяют сказать, что механизм государственной идеологии действует слаженно.

Вместе с тем было бы преждевременно говорить, что найдены и приведены в действия все рычаги воздействия на сознание наших граждан, что идеологическая работа не дает сбоев. Сказывается инерционное воздействие слагаемых прежней идеологии, имеют место не достаточно эффективные формы и методы работы идеологических кадров в учреждениях, организациях и предприятиях. Тем самым подтверждается суждение, что идеология требует постоянного внимания, обновления форм и методов работы, которые приносят несомненные плоды.

4.4. Идейный плюрализм гражданского общества и идеология.

Практика налаживания идеологической работы показывает, что проводимая работа требует настойчивости, последовательности, творчества. Здесь у нас есть позитивные результаты. Однако при этом необходимо исходить из важности учета соотношения государственной идеологии и идеологии структур государственного общества. В условиях провозглашенного в нашем государстве идейно-политического плюрализма гражданского общества право на свою, частную идеологию имеют различного рода организации, партии, общественные объединения. Но в предыдущих лекциях отмечалось, что народ, нация, государство также имеют идеологию, общезначимую для всего общества.

Поборники гражданского общества склонны отказывать государственной идеологии в праве на существование, считая, что там, где разнообразие, плюрализм мнений и подходов там и устанавливается "истинно верная научная идеология, наступает конец демократическим началам".

Другие считают, что идеология партий, общественных объединений по определению не может устанавливаться в качестве обязательной для граждан.

Третьи предлагают вообще отказаться от понятия "государственная идеология", предполагая, что она может отождествляться каждый раз с новым президентом, правительством.

Сложность вопроса, его новизна для нашего общества побуждают нас исходить из того, что государство, его идеология призваны интегрировать интересы всего многоликого общества, что не противоречит гражданскому обществу и его прерогативам. Идеи политических партий, лидеров в случае их победы на выборах, получение поста Президента, большинства в парламенте становятся, обогащают государственную идеологию, не входя в противоречие с ней: отслеживать это состояние призвано гражданское общество в лице многообразных его объединений, не допуская навязывания обществу чуждых ему постулатов, мешая легитимности их носителей. Вот почему весьма важно, чтобы государственная идеология зиждилась на исконном базисе духовности, традиций, интересов народа, нации, а не на призрачных идеалах.

Share
Tags :
06.04.2017