образование

Психодинамическая модель

Модели и теории Социальной Работы

План занятия

Введение

Основателем социальной работы считается Мэри Ричмонд, опубликовала её главный труд - «Что такое социальная тера­пия».

Социальная работа, как поле, разделенное то есть на три част:

  • Социальная работа, как профессия;

· Социальная работа как учебная дисциплина;

  • Социальная работа как сфера научных исследований.

Теория социальной работы является мультидисциплинарной областью знаний. В состав теории социальной работы входят такие науки как психология, социология, юриспруденция, правоведение, педагогика, медицина, философия, история.

В профессиональной деятельности специалисту по социальной работе необходимо владение определёнными моделями и теориями.

Каждая модель содержит некоторые теоретические положения, связь со смежными науками о человеке и обществе, естественными и социокультурными основами жизни, а также предполагает вполне определенное содержание социальной работы, методы и формы оказания помощи клиентам.

Классификация моделей социальной работы:

ü психолого-ориентированные: Акцент делается на личности клиента.

ü социолого-ориентированные: При решении проблемы необходимо обратить внимание на окружения клиента.

ü комплексно-ориентированные: Важную роль в процессе решения возникшей проблемы играют и личность клиента, и его окружение.

Психодинамическая модель основана на работах З.Фрейда и его последователей.

Фрейдом была разработана модель, состоящая из трех глав­ных частей, находящихся в динамическом взаимодействии между собой:

• Id(oHo)

• Ego (я)

• Superego (сверх я)

V каждого до некоторой степени гармоничного человека все три структуры уравновешивают друг друга и составляют единое образова­ние, обеспечивающее непрерывное развитие психической сферы. «Ид» — это фундаментальная и единственная врожденная часть пси­хики, состоящая из желаний, инстинктов и импульсов. «Эго» и «супер-эго» развиваются из «ид», которым руководит принцип удовольствия. Неудовлетворенные потребности требуют удовлетворения. Задача «ид» — избежать неприятных ощущений и боли.

Школы этой модели называются психодинамическими, поскольку в основе лежит теория, предполагающая следующее:

· поведение исходит из работы сознания,

· сознание управляет поведением,

· сознание и поведение влияют и находятся под влиянием социального окружения человека.

· Этот подход повлиял на стиль отношений в социальной работе.Психодинамическая модель социальной работы утвердиласледующий стиль взаимодействия с клиентом: открытый, внимающий, позволяющий высказаться, нацеленный на поиск объяснения и понимания личности. Внимание должно быть обращено на чувства и бессознательные факторы в большей степени, чем на события и мышление. В рамках данной модели акцентируются проблемы детства, ранних зависимостей, материнской депривации. Инсайт как важный компонент понимания и действий в социальной работе. Меньше внимания уделяется социальным факторам, чем психологическим.

Share
Tags :
06.04.2017