Другие языки и технологии

Прогноз кассовых оборотов

С 1991 года в России осуществляется прогноз кассовых оборотов. Основной его целью является определение потребности в наличных деньгах в целом по РФ, по регионам и учреждениям банков и в соответствии с этим разработка мероприятий по стабилизации денежного обращения. Прогнозы отражают объем и источники поступлений всех наличных денег в кассы банков, размеры и целевое направление их выдач предприятиям. организациям и отдельным лицам, а также сумму выпуска и изъятия из обращения.

Основная задача банков в работе по прогнозированию кассовых оборотов заключается в достижении наибольшей достоверности и реальности составляемых расчетов и определении изменения наличной денежной массы в обороте. Важным этапом является и разработки мероприятий по увеличению поступлений наличных денег, их экономному использованию с целью ограничения эмиссии.

Регламентирующие документы:

Положение ЦБ о правилах организации наличного денежного обращения на территории РФ от 05.01.1998 №14-П,

Указания о порядке составления статистического отчета о кассовых оборотах учреждений банка России и кредитных организаций в РФ.

Кредитные организации для определения потребности в наличных деньгах, необходимых для обеспечения расходных операций своих клиентов, составляют прогнозные расчеты ожидаемых поступлений наличных денег в кассы и их выдачи на основании динамических рядов и «Отчета о кассовых оборотах учреждений Банка России и кредитных организаций». Эти расчеты составляются кредитными организациями ежеквартально с распределением по месяцам и направляются в РКЦ за 14 дней до начала прогнозируемого квартала.

Ежеквартально территориальные учреждения ЦБ РФ анализируют состояние наличного денежного оборота в регионах. Результаты анализа используются ими для составления прогнозов кассовых оборотов, а также для разработки и осуществления совместно с учреждениями банков мер по улучшению организации оборота наличных денег и сокращению эмиссии.

2.5. Безналичное обращение: понятие, группы, основные принципы организации безналичного обращения

Безналичное обращение - это изменение остатков денежных средств на банковских счетах, которое происходит в результате исполнения банком распоряжений владельца счета в виде чеков, аккредитивов и других расчетных документов.

Различают две группы безналичного обращения: по товарным операциям и финансовым обязательствам. К первой группе относятся безналичные расчеты за товары и услуги, ко второй - платежи в бюджет (налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц...) и внебюджетные фонды, погашение банковских ссуд, уплата процентов за кредит.

Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении.

В условиях развития рыночных отношений можно выделить основные принципы организации безналичных расчетов.

Первый принцип - осуществление безналичных расчетов по счетам, которые открываются банками клиентам для хранения и перевода средств. Этот принцип имеет отношение как к физическим, так и к юридическим лицам. Проведение расчетов через банк должно сочетаться с экономической самостоятельностью клиентов и их материальной ответственностью за свои действия.

Второй принцип - при всем многообразии форм собственности и характера деятельности предприятии за ним остается право свободного выбора форм расчетов и закрепления их в хозяйственных договорах. Этот принцип также нацелен на утверждение экономической самостоятельности всех субъектов рынка. Банку отводится роль посредника.

Третий принцип - перечисление средств по счетам предприятий производится по поручению плательщика или с его согласия (акцепта). Это дает возможность предприятию-покупателю контролировать выполнение поставщиком основных условий договора, нарушение которых может вызвать полный или частичный отказ от акцепта платежа.

Четвертый принцип - очередность списания денежных средств со счета клиента. С 1996 года при недостаточности средств на счете списание денежных средств осуществляется в следующей последовательности списание по исполнительным документам, предусматривающим:

n перечисление или выдачу денежных средств со счета для удовлетворения требований о возмещении вреда, причиненного жизни и здоровью, требований о взыскании алиментов;

n перечисление или выдачу денежных средств для расчетов по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору;

n отчисления в Пенсионный фонд, фонд социального страхования;

n платежи в бюджет и внебюджетные фонды;

n списание по другим платежным документам.

Открытие банком счета клиенту и предоставление ему услуг по расчето - кассовому обслуживанию осуществляются на основе заключения между банком и клиентом договора банковского счета. (Глава 45 ГК). Важным является выделение в договоре ответственности обеих сторон за невыполнение взятых обязательств.

Между налично-денежным обращением и безналичным существует тесная взаимосвязь: деньги постоянно переходят из одной сферы обращения в другую. Поступления безналичных средств на счета в банке - непременное условие для выдачи наличных денег. Поэтому безналичный оборот неотделим от обращения наличных денег и образует вместе с ним единый денежный оборот страны, которой циркулируют единые деньги одного наименования.

2.6. Формы расчетов: платежное поручение, требование-поручение, аккредитив, инкассо, вексель, чеки

Формы расчетов - это урегулированные законодательством способы исполнения через банк денежных обязательств предприятий и организаций. Безналичные расчеты осуществляются в различных формах, каждая из которых имеет специфические особенности а характере и движении расчетных документов. В соответствии с действующим законодательством применяются следующие формы безналичных расчетов:

n платежный поручения;

n платежные требования-поручения;

n аккредитивами;

n чеками;

n инкассо;

n векселями.

Платежное поручение (Далее - п/п)- форма безналичных расчетов, при которых плательщик представляет в свой банк расчетный документ, содержащий поручение о перечислении определенной суммы со своего счета на счет получателя в срок, предусмотренный законодательством или установленный в соответствии с ним в этом или ином банке.

П/п могут быть использованы как по товарным, так и по нетоварным операциям.

По договоренности сторон п/п могут быть срочными, досрочными, отсроченными.

Срочные платежи применяются: при авансовых платежах (т.е. до отгрузки товара), платежах после отгрузки товара, частичных платежах при крупных сделках.

К авансовым платежам относятся бартерные сделки. Особенность таких сделок состоит в следующем: контрагенты открывают счета по взаиморасчетам, после двусторонней отгрузки товаров на сумму, определенную контрактом, задолженности сальдируются, а в случае превышения задолженности одной из сторон на эту сумму производится догруз товара, либо через банк перечисляются денежные средства.

Досрочный и отсроченный платежи имеют место в рамках договорных отношений сторон без ущерба для их финансового положения.

Преимущество расчетов п/п заключаются в том, что они обеспечивают относительно простой и быстрый документооборот, максимальное сближение моментов получения покупателями товаров и совершения платежа, возможность для плательщика предварительной проверки качества оплачиваемых товаров или услуг. В общем безналичной обороте эта форма расчетов составляет свыше 80 %.

Основной недостаток - отсутствие гарантий платежа.

Схема документооборота и осуществления расчетов п/п приведена на рисунке 2.1.

Банк 5 Банк

поставщика покупателя

6 4

1,2,3

Поставщик Покупатель

1- заключение контракта

2- осуществление отгрузки товара

3- отсылка документов, подтверждающих отгрузку товара (счет, транспортные накладные и т.д.)

4- осуществление платежа за поставленный товар посредством перевода суммы покупателем на счет поставщика в его банк в установленный контрактом срок

5- направление документов банку поставщика, подтверждающих платеж (кредитовое авизо)

6- предоставление выписки по счету.

Рис. 2.1. Схема документооборота и осуществления расчетов п/п

Платежное требование - поручение - представляет собой требование поставщика (получателя денег) к покупателю (плательщику) оплатить на основании направленных в обслуживающий банк плательщика расчетных и отгрузочных документов стоимость поставленной по договору продукции, выполненных работ, оказанных услуг.

Поступившее в банк плательщика платежное требование -поручение оплачивается покупателем только в порядке предварительного акцепта. Заявленный плательщиком отказ от акцепта может быть полным или частичным, но обязательно мотивированным. Срок акцепта - 3 рабочих дня. В случае неполучения банком акцепта плательщика по платежному требованию поручению оно возвращается в банк поставщика с указанием, что расчетный документ неакцептован.

Расчеты платежными поручениями-требованиями не требуют больших затрат на их проведение, но скорость расчетов ниже, чем по п/п. Оформление договорных отношений при такой форме расчетов осуществляет сам получатель платежа (поставщик) сразу после отгрузки продукции или оказания услуг. Платеж совершается с согласия плательщика после предварительной проверки документов поставщика.

Схема документооборота и осуществления расчетов платежными требованиями-поручениями приведена на рисунке 2.2.

Банк 5,6 Банк

поставщика покупателя

6 2 3 4

Поставщик Покупатель

1- заключение контракта, отгрузка продукции, оказание услуг,

2- выписывается комплект платежных требований-поручений и пересылается вместе с отгрузочными документами в банк плательщика,

3- передача полученных документов покупателю для акцепта,

4- возврат платежных требований-поручений с акцептом плательщика,

5- оформление платежа,

6- передача банку поставщика подтверждения об осуществлении платежа (кредитовое авизо),

7- предоставление поставщику выписки по его счету.

Рис. 2.2. Схема документооборота и осуществления расчетов платежными требованиями-поручениями

Аккредитивная форма расчетов - самая удобная и в то же время самая сложная для поставщика форма банковских расчетов.

Аккредитив - обязательство банка оплатить или обеспечить платеж в пользу поставщика при соблюдении поставщиком всех условий аккредитива. Такое обязательство банк выдает по поручению и на основаниях. полученных от покупателя инструкций (в чью пользу выставляется аккредитив, какой срок отгрузки, пункт отгрузки, перечень прилагаемых документов...).

На основании этих инструкций банк покупателя открывает аккредитив, т.е. переносит все инструкции покупателя в условия самого аккредитива. Выполнение этих условий является обязательным для поставщика (бенефициара) и подтверждается посредством представления коммерческих документов, перечисленных в аккредитиве и доказывающих осуществление отгрузки товара.

Существуют следующие виды аккредитивов:

n покрытые или непокрытые;

n отзывные или безотзывные.

Покрытым считается аккредитив, при котором плательщик (покупатель) предварительно депонирует средства для расчетов с поставщиком. В этом случае банк плательщика списывает средства с расчетного счета плательщика и переводить их в банк поставщика.

Непокрытый - это аккредитив, по которому платежи поставщику гарантирует банк. При открытии непокрытого аккредитива банк плательщика предоставляет банку покупателя право списывать платежи по аккредитиву в пользу поставщика -получателя средств со своего корреспондентского счета (только для платежеспособных, первоклассных клиентов).

Отзывной - может быть изменен или аннулирован банком плательщика (по указанию покупателя) без предварительного согласования поставщиком. В этом случае банк поставщика обязан оплатить документы, выставленные поставщиком и принятые его банком, до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива.

Безотзывной аккредитив не может быть изменен или аннулирован без согласия поставщика. в пользу которого он открыт.

Преимущество аккредитивной формы расчетов состоит в гарантии платежа и возможности получить его в кратчайший срок после отгрузки товаров.

Недостаток - отвлечение из оборота покупателя средств, т.к. он резервирует их для оплаты счетов поставщика до отгрузки товаров.

Share
Tags :
06.04.2017