Консольные

Магистерская диссертация диакон Максим Топоров

Религиозная организация – духовная образовательная организация высшего образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ ДУХОВНАЯ АКАДЕМИЯ

РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ»

________________________________________________________________________________________________________________

КАФЕДРА ЦЕРКОВНОЙ ИСТОРИИ

 

 

 

 

ДИАКОН МАКСИМ ОЛЕГОВИЧ ТОПОРОВ

 

ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ НА КУБАНИ В 20-30-Е ГГ. ХХ ВЕКА

 

Выпускная квалификационная работа магистра

Направление подготовки

«Подготовка служителей Русской Православной Церкви»

Профиль подготовки

«История христианской Церкви»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2016

 

«Санкт-Петербургская Духовная Академия Русской Православной Церкви»

 

 

Михаил Витальевич

   

 

Официальный рецензент - ____________________________

 

 

 

Заведующий кафедрой

протоиерей Георгий Митрофанов_______________________

«_____» _______________ 2016 года

 

Защита состоится «_____» ______________ 2016 года

 

 

 

Оценка защиты выпускной квалификационной работы

Аттестационной комиссией «___________________»

оценка

 

сан), фамилия, имя, (отчество)/

 

 

 

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

4

   12

2

20

28

37

37

50

62

75

75

83

93

101

105

 

 

ВВЕДЕНИЕ

данного исследования обусловлена научной и жизненной необходимостью. В современных условиях возрождения церковного могущества и влияния на российское общество, активизации церковной просветительской и миссионерской деятельности особенно важно обращение к историческому опыту, к изучению одного из сложнейших периодов в истории взаимоотношения государственной власти и РПЦ. Обращение к данной теме исследования во многом обусловлено следующими факторами:

Сегодня особенно важно переосмысление прошлых ошибок и изучение исторического опыта. Как верно писал русский богослов Г.П. Федотов: «Когда мы от разрушения большевизма перейдем к восстановлению России мы вспомним о важности Православия. Ведь восстановление России, мыслимое как национальное и культурное единство, невозможно без восстановления в ней Православия, без возвращения ее к христианству как основе ее душевно-духовного мира. При всякой иной – даже христианской, но не православной – религии это будет уже не Россия. Без Православия – это не нация. А человеческое месиво, глина, из которой можно лепить все, что угодно…»

- Возрождением казачества и актуализацией изучения казачьей истории и культуры. Сегодня одним из приоритетных направлений становится освещение духовного мира казачества. В этом плане особенно важно изучение взаимоотношения церкви и казачества в годы гражданской войны и сталинских репрессий, ставших переломными этапами в русской истории.

прежнему не ясно, что стало главным детонатором общественного взрыва, почему некогда святая Русь превратилась в страну воинствующего атеизма, и почему общество, где еще в 30-е гг. ХХ в., больше 50% относили себя к православным, допустило уничтожение храмов и церковных ценностей, никак не повлияло на предотвращение репрессий против священства, кроме того само не смогло избежать духовного кризиса?

Все выше сказанное подчеркивается значимость рассматриваемой проблемы.

и государственные органы, оказывавшие главное воздействие на положение Церкви в обществе. Церковь, являясь выразителем духовных потребностей миллионов людей, в то же время, во многом определяет их сознание и поведение. Поэтому интересы этих людей государство просто не может игнорировать или упускать из вида.

ой власти.

выступает деятельность РПЦ на Кубани в 20-30 –е гг. ХХ в.

. Азово- Черноморский край был разделен на Ростовскую область с центром в г. Ростове-на-Дону и Краснодарский край с центром в г. Краснодаре.

ой власти, гражданской войны, на данных территориях не исполнялись. Крайняя граница исследования связана с началом Великой Отечественной войны и установлением нового порядка в данном регионе.

За основу историографического анализа взят тематико-хронологический принцип, посредством которого, вся имеющуюся по данной проблеме литература разделена на три группы.

6

7

, автор первой из исследователей обращает внимание на тесную взаимосвязь между ликвидацией казачества как сословия и уничтожением местного казачьего духовенства. По ее мнению, именно неоднородность кубанского священства, наличие внутренних противоречий между ними способствовало длительному существованию здесь обновленчество, с чем трудно не согласиться.

ой власти в рассматриваемый период, в историографии еще не было работы, посвященной комплексному анализу изучаемой проблемы, что в некоторой степени осложнило ее рассмотрение.

ой власти и кубанским населением.

Исходя из цели, были определены следующие исследовательские задачи:

- дать общую характеристику положению Русской Православной Церкви в условиях гонений в 20-30-е гг. ХХ века;

- исследовать состояние Русской Православной Церкви на Кубани в 20-30-е гг. ХХ века;

- выявить особенности репрессивной политики государства по отношению к духовенству на Кубани;

- показать распространение кампании по изъятию церковных ценностей по стране;

- проанализировать проведение кампании по изъятию церковных ценностей на Кубани;

в связи с сопротивлением изъятию церковных ценностей по данным периодики того времени;

- дать общую характеристику развития обновленчества по стране;

- раскрыть особенности распространения обновленчества на Кубани;

- изучить взаимоотношения обновленчества на Кубани с государством и обществом.

базой стали архивные материалы.

Методологической основой является стадиальный подход и принцип православного понимания истории, позволяющий рассматривать историю как реализацию в действительности Божественного Промысла, в виде сложного, диалектического процесса взаимодействия сознания и бытия, и общественного сознания и общественного бытия.

Так же работа строится на принципе объективности, позволяющем всесторонне и беспристрастно рассмотреть изучаемую проблему и принципе историзма, позволяющем восстановить историческую среду прошлых лет, воссоздать атмосферу изучаемой эпохи.

При написании данного исследования были так же использованы следующие методы:

Описательный, позволяющий донести до широкой общественности собранный материал, описать изучаемую проблему со всех сторон.

Метод исторической реконструкции, позволяющий на основе имеющихся данных реконструировать историческую обстановку и религиозную жизнь тех лет.

Метод историко-сравнительного анализа, позволяющий выделить общее и особое, сравнивать положение РПЦ в центре и на Кубани, метод периодизации, позволяющий выделить основные этапы репрессий против РПЦ и обозначить их специфику.

работа состоит из введения, трёх взаимосвязанных глав, заключения и библиографического списка.

 

 

 

Положение Русской Православной Церкви на Кубани в 20-30-е годы ХХ века

ХХ века

Но вскоре оказалось, что воздействие на Церковь извне не приносит желаемых результатов. Тогда была предпринята попытка разрушения Церкви изнутри. В это время председателем реввоенсовета стал Троцкий. Он выдвинул идею использовать некоторых священников как проводников политики партии внутри Церкви, тем самым разрушать ее изнутри. По идее Троцкого в среде духовенства необходимо было создать осведомительную агентуру. На коллегии ВЧК было решено, что для более быстрого и верного проведения данного решения важно принять следующие меры:

ой власти.

2.Узнать характер некоторых епископов. Поощрять их, воздействовать на их честолюбие.

14

ого» духовенства для борьбы с Церковью.

Основной задачей на первом и последующих этапах работы Антирелигиозной комиссии было отладка пропаганды и агитации против Церкви.

Очень важную роль в антирелигиозной политике играл Троцкий. Именно он разработал план по постановке Церкви под контроль государства.

По сути дела, все антицерковные кампании 1922-1923гг. были внешними проявлениями одной линии, проводимой государством: разложение Церкви изнутри, подчинение её государственному контролю и, в перспективе, полному уничтожению.

у с настоятельным призывом к пожертвованиям. Святейший благословил верующих сдать на нужды голодающих церковные ценности, которые не имеют богослужебного употребления.

В ноябре 1921 года Троцкий был поставлен во главе специальной комиссии по ценностям, перед которой стояла задача изъятия и продажи их за границу. План борьбы с голодом на самом деле оказался планом борьбы с Церковью. Троцкий считал невозможным допустить участие Церкви в помощи голодающим. Он предложил план организации церковного раскола и для этого он предложил использовать «прогрессивное» или по его собственному названию «сменовеховское» духовенство. Основной его целью было расколоть церковь на множество независимых друг от друга общин.

17

ой власти с Церковью, а голод стал удобным поводом для этого. Используя трагедию, охватившую всю страну, можно было легко обвинить Церковь в нежелании спасти голодающих от смерти, тем самым обратив злобу простого народа на нее. Более того, Церковь можно было обвинить в кровопролитии, так как прихожане не будут спокойно отдавать церковное имущество полностью.

18

а и священнослужителей.

23

24

Не для всего духовенства и верующих данная декларация являлась приемлемой, в Церкви появились новые расколы, что естественно было на руку безбожной власти.

25

26

27

Но уже с середины 1931 религиозная политика в СССР вновь резко ужесточилась. Начала расти новая волна ликвидации церквей, органы власти в ряде регионов страны впервые поставили задачу полного «искоренения» действующих храмов.

29

30

Однако передышка между волнами гонений оказалось еще меньше чем предыдущая. После гибели Кирова масштабная кампания террора и репрессий прокатилась по стране. Гонения на церковные организации в 1935-1938 шли по нарастающей. Требовались все новые жертвы для обоснования концепции Сталина об обострении классовой борьбы в обществе по мере строительства социализма. И Церкви отводилось место только в лагере противников этого строительства. В 1937 председатель Центрального Совета СВБ Емельян Ярославский заявлял, что «религиозные организации — единственные легальные реакционные вражеские организации».

в шпионаже и подрывной деятельности.

, расстреляно около 60 архиереев.

), управлявший Новгородской и Псковской епархиями, и архиепископ Дмитровский Сергий (Воскресенский). Еще несколько архиереев служили настоятелями храмов. На Украине оставалось лишь 3 процента от дореволюционного числа храмов.

Однако, не смотря на все гонения и репрессии, власти не удалось полностью уничтожить православную Церковь.

Таким образом, несмотря на массовые гонения на духовенство и верующих, закрытие и разрушение храмов и монастырей, несмотря на угрозу расстрела или репрессий, висевшую над любым человеком, открыто исповедовавшим веру в Бога, и над его семьей, более половины взрослого населения страны в 1937 году заявило о своей религиозности.

1939 год считается окончанием кампании по открытой борьбе с Церковью.

ой власти

36

37

39

Спустя длительное время стало известно, что он был расстрелян по постановлению тройки ОГПУ в апреле 1933 года.

С 1937 года Кубанская епархия находилась без правящего архиерея.

Несмотря на гонения со стороны властей, закрытие храмов, а так же на не редкую смену архиереев, Кубанское духовенство не покладая рук трудилось для сохранения православной Церкви в регионе.

45

Так, на примере одного района, мы видим, что православие не было полностью побеждено, более того, множество простых людей, не смотря на гонения со стороны власти, стремились участвовать в жизни Церкви.

48

с казачеством.

Еще одним серьезным испытанием в жизни Церкви стал Декрет об отделении Церкви от государства, а школы от Церкви. Под определением отделения от государства подразумевалось отнюдь не раздельное сосуществование, а полный контроль за жизнью Церкви. Государство продолжало вмешиваться в дела Церкви, как и в царское время, однако в Российской империи большая часть государственного аппарата хоть и номинально, но считала себя православной. Здесь же любое вмешательство атеистического государства не могло принести ничего хорошего.

4 ноября 1922 года Кубано-Черноморским исполнительным комитетом было выпущено постановление о проведении в жизнь во всей полноте декрета СНК об отделении Церкви от государства. Согласно этому постановлению:

на местах;

управления в трехдневный срок обязывались предоставить в Областной Отдел список всех имеющихся в их отделах храмов, молитвенных домов, синагог, мечетей и т.д., а также указать кто фактически заведует этими учреждениями.

для богослужебных целей, а также отдельные описи всего прочего имущества.

4) Имущество по первой описи сдавалось по особому договору группе верующих, но был один существенный нюанс, согласно которому в подписи этого договора не участвовали священнослужители и монашествующие. По сути, данный пункт лишал духовенство права управлять имуществом прихода или же монастыря.

5) Лица и учреждения, приславшие указанные списки становились ответственными перед государством как за сокрытие церковного имущества от описи, так и за его целостность.

53

Проанализировав вышесказанное, можно отметить, что согласно данному постановлению любые церковные и религиозные общества лишались права владеть собственностью и не имели права юридического лица. Все церковное имущество: храмовые здания, недвижимость, деньги, ценные бумаги, предметы богослужения – национализировалось, то есть предавалось в собственность государства, а религиозные общества становились на государственный учет. Духовенство отстранялось от участия в мирских делах прихода. Данный декрет давал право государству в любой момент закрыть храм, либо же просто полностью изъять его имущество.

ая власть обязывала подписывать договор. По этому договору верующие должны были отвечать за сохранность вверенного им имущества; использовать церковные помещения исключительно для удовлетворения религиозных нужд; не допускать:

ой власти направления;

ой власти или ее представителей;

- произнесения проповедей против власти, и т.п.

охранения Церкви от поругания.

на Кубани в 20-30-е гг. ХХ века

В эти годы были уничтожены и разрушены сотни храмов, часовен, закрыты почти все монастыри. Именно в это время в горах Кавказа появилось множество скитов, где скрывались богомольцы.

За исследуемый нами период по Кубани прокатились две волны гонений.

60

62

В этот период гонений стали популярными проведения антирелигиозных мероприятий накануне и во время православных праздников. Предлагалось проводить усиленную антирелигиозную агитацию, имеющую цель осветить рабочим и рабочей молодежи корни христианского праздника, и попутно затронуть вопрос о христианстве вообще, каким оно является в свете научной критики. В качестве примера можно привести план антирелигиозной работы в Майкопском отделе накануне и во время празднования дня Пасхи:

- осветить отношение коммунистов к этим праздникам (разрыв коммунистов с прошлыми традициями);

- в первый день праздника устроить воскресник

- провести доклады на темы: Наука и религия и праздник Пасха.

65

69

74

Через 4 месяца, 1 июля 1925 г., постановлением особого совещания при коллегии ОГПУ их выслали в Казахстан сроком на 3 года. (В 1992 году уголовное дело в отношении всех 3 священников пересмотрено прокуратурой края, они полностью реабилитированы.)

76

77

79

81

83

Подведя итог можно сказать, что два десятилетия безбожия и жесточайших гонений дали о себе знать. Церкви опустели, их количество значительно сократилось. Благочестие и вера немного сохранялись в сельских поселениях, в городах ситуация была гораздо хуже. Епархия периодически оказывалась без правящего архиерея. Множество духовенства было сослано и расстреляно. Существенной спецификой политических репрессий против православного духовенства Кубани было его ассоциация с казачеством. Основным проводником репрессий выступало иногороднее население. Главной причиной террора, развязанного против духовенства, было восприятие коммунистическим режимом православия как государственной идеологии монархизма.

Но, несмотря на все гонения и бедствия, посетившие Церковь, православие не было побеждено благодаря усилиям непокоренного духовенства и самоотверженной паствы.

 

Глава 2. Изъятие церковных ценностей на Кубани

вия изъятия церковных ценностей

Грабежи храмов и монастырей были частым явлением во время Гражданской войны.

.

представители духовенства не вошли.

ны.

то воззвание было распространено как листовка с разрешения Политбюро.

89

План борьбы с голодом на самом деле оказался планом борьбы с Церковью. Троцкий считал невозможным допустить участие Церкви в помощи голодающим.

Эти ценности должны были разделены на 3 группы:

«1. Имущество, имеющее историко-художественное значение, подлежит к исключительному ведению Отдела по делам музеев и охране памятников искусства и старины, Народного Комиссариата Просвещения, согласно инструкции к декрету отделения церкви от государства (утварь, старинная мебель, картины и т.п.).

2. Имущество материальной ценности, подлежащее выделению в Государственное Хранилище Ценностей РСФСР.

3. Имущество обиходного характера, где оно еще сохранилось.

90

и учета изъятого церковного имущества.

93

94

95

а.

действиям властей.

.

99

100

ую» часть духовенства в органы помощи голодающим по вопросу изъятия церковных ценностей. Так, одним из членов Центрального комитета помощи голодающим стал епископ Антонин Грановский.

и др. В документе осуждались те верующие, которые противятся изъятию некоторых церковных ценностей. Так же говорилось, что несправедливо называются предателями и подкупленными властью те священники и иерархи, которые призывают помочь ценностями принадлежащими Церкви голодающим. Представители «прогрессивного духовенства» заявили, что их христианский долг идти на жертву в вопросе о церковных драгоценностях.

Несколько тысяч верующих вступили в противоборство с красноармейцами, был открыт огонь, погибло 4 человека, десятки пострадали.

.

а, его речь не преследовала цель возбудить насилие и вражду.

донести до прихожан мысль о недопустимости применения насилия. Несмотря на все усилия святителя новых кровопролитий избежать не удалось.

104

ой власти Церковь не была уничтожена.

и мирян на него

мощи голодающим. Итогом совещания стали следующие решения:

1) необходимо оказать всяческую поддержку проведению в жизнь декрета «об изъятии церковных ценностей...», при этом предлагалось оставить в церквях необходимый минимум утвари для совершения богослужения;

2) минимумом, необходимым для церковной деятельности было решено считать:

, три тарелочки и два ковшика;

, четыре тарелочки и два ковшика;

, четыре тарелочки и два ковшика.

;

3) ризы и оклады с икон предлагалось снимать только в том случае, если их снятие не испортит саму икону;

лей Кубанского епархиального управления, а также кого-нибудь из мирян, выбранного тем же управлением;

комиссия по изъятию церковных ценностей должна была проводить конфискацию тактично, без оскорбления религиозных чувств прихожан;

рым по церковным канонам запрещено прикасаться мирянам, должны были сопровождаться духовенством непосредственно до Всероссийского комитета помощи голодающим;

.

117

РКП(б) среди прочих вопросов рассматривались и вопросы касающиеся изъятия церковных ценностей. Было решено:

;

как незыблемое правило, изъять ценности Комиссиями непосредственно на местах;

совет церквей и их настоятелей, широко доводя о фактах хищения до сведения рабоче-крестьянских масс;

, не препятствуя изъятию;

123

124

125

, и в проповедях и на сходах убеждает массы, что в тяжкую годину горя и страданий - необходимо изъять церковные ценности и обратить их в помощь голодающим.

127

131

132

к лишению свободы «со строгой изоляцией» на семь лет. Остальные были осуждены на меньшие сроки. Этот судебный процесс заслуживает особого внимания и будет рассмотрен в отдельном параграфе данной главы.

134

136

138

сказать о бесконтрольном грабеже.

у изъятию богослужебной утвари.

Евсевием

, и как показывает история, многие из числа тех, кто обучались в духовных школах, становились ярыми гонителями Церкви.

145

март-апрель 1922 года, в связи с отсутствием иных документов, находящихся в свободном доступе.

147

Сам тон повествования должен был настроить читателей минимум на неприязнь к судимому.

пархией, не признавшей «Живой Церкви».

как представители духовенства, так и интеллигенции и купечества.

, Степанов.

представить Церковь в самом худшем свете.

произносил свою речь по приказу архиерея.

На обвинение в том, что срывал кресты с некоторых священников, ответил, что не срывал, а снял, так как эти священнослужители не были достойны своего звания.

обвиняется за сокрытие и сопротивление изъятию церковных ценностей и за сношение с заграничными эмигрантами.

158

159

160

Во время процесса обвинение в лице Белоусова пытается выставить епископа, как бессердечного эгоиста, глухого к мукам голода и непримиримого властолюбца, во имя которого епископ, по словам обвинителей, пошел даже на объявление Иоанна, правящего епископа, еретиком.

161

о съехать, был ужасно скуп.

Рождественский.»

   Епископ обвинялся в противодействии кампании по изъятию церковных ценностей, а также в организации активного противодействия среди народа представителям комиссии по изъятию. По словам обвинения епископ не сделал ничего, чтобы успокоить бунтующую толпу.

163

Тихон.

, обвинение приписало приказ бить в набат, не смотря на отрицание этого факта самим епископом.

164

После прокурора слово было предоставлено общественному обвинителю Белоусову. Начало его речи охарактеризовало его отношение к Церкви и религии: «Религия – дурман для человека».

165

166

, действуя «исключительно на почве канонов», занимался только церковными вопросами. Единственной контрреволюционностью епископа защита называет неподчинение обновленчеству.

звонить в набат.

отказался от всех выдвинутых против него обвинений.

Часть арестованных вместе с епископом получила меньшие сроки, а часть была оправдана.

в глазах общества. Требование смертного приговора епископу нам говорит о непримиримой вражде большевиков к Церкви.

у духовенство.

 

Глава 3. Обновленчество на Кубани

России

Любая революция, позволяет проявляться различным негативным силам в обществе, в том числе и в Церкви. Воспользовавшись революцией, часть духовенства сняла с себя сан, часть стала активно участвовать в политической жизни, поддерживая новую власть.

ая власть проводила антирелигиозную политику и была уверенна в скором уничтожении Церкви. Но вскоре оказалось, что воздействие на Церковь извне не приносит желаемых результатов. Тогда была предпринята попытка создания внутри самой Церкви группы духовенства, которая поддерживала бы интересы государственной власти.

173

Тихон был привлечен к суду в качестве обвиняемого и был заключен под домашний арест.

а были:

большевиков;

царской семье, находящейся в заточении в Екатеринбурге благословения и просфор, т.е. поддержка старого режима;

у, что именно он виновен в смерти священнослужителей, расстрелянных по делу об изъятии церковных ценностей;

4. Рукоположение в священный сан лиц, которые открыто придерживались монархического настроя;

5. Превращение Церкви в политическую организацию.

а от управления Церковью.

.

177

а о временной передачи власти, но осуществить саму передачу власть не может, так как Церковь отделена от государства.

.

, когда он приедет в Москву.

(Грановским). На следующий день, 19 мая члены ВЦУ переехали в Троицкое подворье. Там их встретил епископ Антонин (Грановский), с заявлением, что собирается возглавить работу нового Высшего Церковного Управления. Участники ВЦУ не возражали, а некоторые даже выразили свою радость по этому поводу.

.

23 мая состоялась первая встреча представителей нового церковного управления с московским духовенством, но большинством рядового духовенства и простого народа новая церковная власть не была воспринята.

25 августа митрополит Сергий выразил свое несогласие с политикой ВЦУ и заявил о выходе из него. Скорее всего, это и послужило причиной его ареста.

ой власти, право на существование.

духовенства, монахи могли теперь вступать в брак и при этом оставаться в сане, и пр.

, а также иерархи: Евдоким, архиепископ Нижегородский и Сергий, митрополит Владимирский. Обновленческий раскол все больше и больше распространялся по стране.

29 апреля 1923 года в Храме Христа Спасителя, который был захвачен обновленцами незадолго до этого, начал свою работу обновленческий поместный собор. На нем присутствовали представители из 72-х епархий (на тот момент общее количество епархий было 74). Количество депутатов было 467, из них 62 архиерея, 56 уполномоченных от епархий и 70 представителей ЦК различных обновленческих движений.

Обновленческий Собор постановил:

был лишен сана и монашества;

2) был введен женатый епископат;

3) было разрешено служить второбрачным священнослужителям, а вдовым вступать в брак.

На Обновленческом соборе ВЦУ было переименовано в Высший Церковный Совет, который теперь состоял из 18-ти членов, возглавлял ВЦС Антонин Грановский.

снова стал во главе русской Церкви, многие из духовенства стали отходить от обновленцев и возвращаться в Церковь, так как большая часть примкнула к обновленцам не по своим убеждениям, а из-за страха перед репрессиями. В обновленческом лагере начались раздоры и ссоры.

а Тихона. После его смерти, многие обновленцы еще надеялись на победу над патриаршей Церковью, но уже первые послания Патриаршего местоблюстителя митрополита Петра показали, что мира на условиях раскольников быть не может. Обновленческие приходы опустели, многие из духовенства стали возвращаться в лоно Православной Церкви, большинство простых прихожан ненавидело обновленцев. В октябре 1925 года обновленцы держали в своих руках 9093 прихода, 1 января 1926 года количество приходов снизилось до 6135, а в январе 1927 года их насчитывалось всего 3341.

о приблизилось к своему закату.

во на Кубани

191

передать обновленцам, всех несогласных изгнать с Кубани. Начались аресты.

194

Итогами собраний 19 и 20 февраля стали следующие выводы:

1) неприятие «живой Церкви» и признание ее учения еретическим;

2) неподчинение ВЦУ

управлению;

а Тихона;

5) создание комиссии для управления церковными делами;

6) организация в Майкопе союза православных христиан;

8) признание необходимости пересмотра некоторых церковных уставов, но только в рамках Вселенского Собора;

9) союз православных христиан не должен касаться политики;

ой властью на проведение собрания, тем самым подчеркивая благосклонность последней к себе.

200

Таким образом, мы видим, что обновленцы старались где-то хитростью и ложью, а где-то и угрозами подчинить себе православное духовенство и народ. Однако несмотря на все их ухищрения, часть паствы осталась верной православию и старалась сделать все, для недопущения дальнейшего распространения раскола.

, который управлял обновленческой епархией до 1933 года.

Не предоставляется возможным узнать, что именно хотели сказать представители власти этой фразой. Но как бы то ни было, обновленчество на Кубани снова вошло в силу.

209

. был поставлен бывший член обновленческого Кубанского епархиального управления священник Владимир Иванов который и был последним обновленческим епископом на Кубани. Именно его авторитет во многом способствовал сильным позициям обновленчества.

еркви. Период относительно спокойных контактов с религиозными организациями СССР сменился длительной полосой крайне воинственного, нетерпимого отношения к Церкви. Это было связано с принятием общего курса руководящей группы ЦК РКП(б) во главе со Сталиным на свёртывание НЭПа, насильственную коллективизацию, обострение классовых отношений в городе и деревне. Поскольку Церковь была «инструментом эксплуататорских классов», «охранителем старого», к ней применялись самые жёсткие меры.

Подводя итог всему сказанному, следует особо подчеркнуть: обновленческое движение на Кубани имело особенно сильные позиции. Этому во многом способствовали следующие факторы:

-священнику армии и флота, священство Черноморской губернии (состоявшее в основном из приезжего духовенства).

212

., так как принадлежали не только к духовному званию, но и к казачьему сословию.

. казаки составляли лишь 42% . Как показывает анализ документов, во многом именно приезжие оказали активную поддержку обновленцев.

. На Кубани, они ассоциировались с казачеством, а следовательно рассматривались как контрреволюционный элемент. Примечательно, что даже в годы отсутствия православных храмов, верующие люди отказывались посещать обновленческие церкви и часто совершали тайные богослужения в обычных домах.

- Широкая поддержка обновленчества со стороны местных кубанских властей.

лся верен истинному православию.

им государством. Необходимо отметить, что однородной реакции власти на церковных раскольников даже в границах Кубани ожидать не стоит.

своими силами.

легла программа, которая была разработана ГПУ, направленная на подчинение и контроль обновленцев органами власти.

217

224

227

228

Такое непонимание обновленческих идей не удивительно, так как, казаки большей частью не вдавались в богословские тонкости православного вероучения.

232

Часть верующих на Кубани не поддерживала раскольников просто по своему непониманию сути раскола, другая же часть, не смотря на то, что позиции обновленчества были все же сильны на Кубани, старалась всячески отстаивать православие, не страшась притеснения от властей. Во многом неприятию обновленчества способствовал и консерватизм мышления казачьего населения, для которых очень важным было сохранение вековых традиций. Казаки любили говорить: « Мы будем молиться также как и наши деды, будем ходить в те храмы, в которые ходили и они. А обновленцы это что-то странное».

епархию.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ой власти в жизни Кубанской епархии наступил новый период, связанный с гонениями и лишениями гражданских прав. По сути, все кто был связан в той или иной степени с Церковью становились на особый учет у государства. Священнослужители, постановлением Кубанско-Черноморского Революционного Комитета, были лишены избирательных прав. Все, что было связанно с религией, уничтожалось и изымалось, так были изъяты из всех городских библиотек книги религиозного характера. У Церкви периодически отбиралось имущество, еще до официальной кампании по изъятию ценностей.

Подведя итог можно сказать, что два десятилетия безбожия и жесточайших гонений дали о себе знать. Церкви опустели, их количество значительно сократилось. Благочестие и вера немного сохранялись в сельских поселениях, в городах ситуация была гораздо хуже. Епархия периодически оказывалась без правящего архиерея. Множество духовенства было сослано и расстреляно. Существенной спецификой политических репрессий против православного духовенства Кубани было его ассоциация с казачеством. Основным проводником репрессий выступало иногороднее население. Главной причиной террора, развязанного против духовенства, было восприятие коммунистическим режимом православия как государственной идеологии монархизма.

в глазах общества. Требование смертного приговора епископу нам говорит о непримиримой вражде большевиков к Церкви.

можно больше верующих.

просто по своему непониманию сути раскола, другая же часть, не смотря на то, что позиции обновленчества были все же сильны на Кубани, старалась всячески отстаивать православие, не страшась притеснения от властей. Во многом неприятию обновленчества способствовал и консерватизм мышления казачьего населения, для которых очень важным было сохранение вековых традиций. Казаки любили говорить: « Мы будем молиться также как и наши деды, будем ходить в те храмы, в которые ходили и они. А обновленцы это что-то странное».

возглавил вновь открытую Краснодарскую и Кубанскую епархию.

несмотря на все гонения и бедствия, а также расколы посетившие Церковь, православие на Кубани не было побеждено благодаря усилиям непокоренного духовенства и самоотверженной паствы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ

Опубликованные источники.

Архивы Кремля. В 2-х кн. / Политбюро и церковь 1922 - 1925 гг. Новосибирск: РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. Т. 1. 597 с. 1998. Т. 2. 630 с.

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. 798 с.

Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Издательство РАГС, 1999. 334 с.

Уголовный кодекс РСФСР (1922). М.: Книга по требованию, 2012. 94 с.

Периодическая печать.

// Георгиевский епархиальный вестник. Ставрополь, 2016. № 5 С. 46 - 48

Истинно православные в Воронежской епархии //Минувшее. Воронеж, 1996. №19. С. 320-355.

Совет Рабочих и Красноармейских Депутатов // Красное Знамя. - 1920. 10 июля

Народное просвещение. Выемка книг из библиотеки // Красное Знамя. - 1920. 30 июля

Патриарх Тихон и помощь голодающим // Красное Знамя. - 1922. 30 марта

Протокол совещания благочинных Кубанской и Черноморской епархий // Красное Знамя. - 1922. 25 марта

. «Обновленческий» раскол и литургические реформы. // Церковный вестник. - 2008. 27 июня

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 27 марта – 25 апреля

Третий день съезда. По народному просвещению // Красное Знамя. - 1920. 25 мая

Патриарх Тихон в 1920–1923 годах // Журнал Московской Патриархии. 2007. №11 С. 42-46

Изъятие церковных ценностей // Красное Знамя. – 1923. 22 марта

Архипастырское воззвание // Красное Знамя. - 1922. 25 марта

К изъятию церковных ценностей // Красное Знамя. - 1922. 5 апреля

Изъятие церковных ценностей // Красное Знамя. - 1922. 12 апреля

Неопубликованные источники

Архивный отдел администрации Армавира (АОАА).

Фонд Р-45, опись 1, дела: 2, 39, 42.

Фонд Р-145, опись 1, дело 184.

Центр документации новейшей истории Краснодарского края (ЦДНИКК)

Фонд 1, опись 1, дело 209

Фонд 8, опись 1, дело 654

Фонд 9, опись 1, дела 40, 247, 252

Фонд 17, опись 1, дело 20

Фонд 1774, опись 1, дело 72

Фонд 2815, опись 1, дела 317, 318, 319, 342

Фонд 2816, опись 1, дела 128, 216

Фонд 12500, опись 1, дело 51

Государственный архив Краснодарского края (ГАКК)

Фонд Р-102, опись 1, дела 138, 287

Фонд Р-382, опись 1, дела 193, 437, 521, 566

Фонд Р-1259, опись 1, дело 13

Фонд Р-1519, опись 1, дела 3, 177

Фонд Р-1700, опись 2, дело 926

Государственный архив Ставропольского края (ГАСК)

Фонд 135, опись 75, дело 310

Литература

Бабич А.В Православные приходы Кубани. 1920-1953 гг. / Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 175-188;

. 6. Краснодар, 2012. С. 319-331;

ое государство;

ой Кубани./ Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 155-175;

Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на юге России (конец XIX - первая треть XX вв.) Краснодар, 2004. 162 с.;

Х – ХХ вв. по материалам архивных документов. // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Политика России на Кавказе в прошлом и настоящем: документальная база, интерпретация и противодействие фальсификации истории». Краснодар 2013, С. 122-157;

Горожанина М.Ю. Православная церковь и российская власть: основные этапы взаимодействия и их специфика.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории». Н. Новгород, 2006. С. 52-67;

Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 132-146;

. канд. ист. наук. М., 1997. 26 с.;

Кандидов Б. « Голод 1921 года и Церковь» «Московский рабочий» Москва-Ленинград 1932. 150 с.;

1999. 25 с.;

. канд. ист. наук. Ставрополь, 2002. 33 с.;

Корзун М.С. Русская Православная Церковь 1917-1945 гг. Изменение социально-политической ориентации и научной несостоятельности вероучения. Минск: Беларусь, 1987. 112 с.;

1993. 29 с.;

. Очерки истории обновленческого раскола на Урале (1922-1945). М.,2007. 312 с.;

Патриаршее подворье, 1996. 230 С.

Макаренко П. Прости нас Господи. Ейск, 2010. 120 с.

. канд. ист. наук. М., 1997. 291 с.;

. История Русской Церкви. 1900-1927. СПБ, 2014

. канд. ист. наук. Омск, 1998. 43 с.;

Очерки истории Кубанской прокуратуры. Краснодар, 2005. 345 с.;

. (на материалах Ставрополья и Терека). Ставрополь, 2014. 380 с.

Перелыгин А. И. Русская Православная Церковь в Орловском крае в 1917 -1953. Орел, 2007. 216 с.;

1. М.:. РОССПЭН, 2005. 320 с.;

Д.В. Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М., 1996. 408 с.;

Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995. 511 с.;

В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2008. 320 с.;

. канд. ист. наук. Иваново, 1995. 303 с.;

-Пресс, 1977.(Репринт-М., 1996). 630 с.;

Обновленцы и мученики.//Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 127-140;

Русское православие: вехи истории. М.: Политиздат, 1989; 718 с.;

ий период. К вопросу о церковно-государственных отношениях. / Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 125-145;

. канд. ист. наук. Курск, 2000. 288 с.;

Б. Очерки по истории России. ХХ век. М.: Издательство ПСТГУ, 2009. 250 с.;

., История Русской Православной Церкви. 1917-1990 / Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994. 256 с.;

Нестор, 1999. 100 с.;

М.В. Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 — 1964 годах). М., 1999. 400 с.;

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. 300 с.;

А.Г. Трагедия казачества. М., 1994. 640 с.

;

есурс] (1 файл), http://krotov.info/history/20/1920/golovushkiv_04.html 01.02.2016

Катаев А.М. Последние годы обновленчества в контексте государственно-церковных отношений в 1943-1945 гг. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.anti-raskol.ru/pages/1246 23.08.16

;

Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.krotov.info/history/20/krivova/kriv02.html#II-1-7 21.08.16;

;

Макаренко М.Ю. Перепись 1926 г. как источник по демографической истории кубанского казачества [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.slavakubani.ru/population/demography/perepis-1926-g-kak-istochnik-po-demograficheskoy-istorii-kubanskogo-kazachestva/ 30.08.16

06.10.16;

20.04.16;

;

. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html 12.07.16

Электрон. ресурс] (1 файл), http://www.pravoslavie.ru/sm/35187.htm 19.03.2016

;

Шавельский Г.И. Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.krotov.info/library/25_sh/av/shavelsk_00.htm 21.08.16.

 

 

 

 

 

Курск, 2000.

.: Нестор, 1999; Его же Истинно православные в Воронежской епархии //Минувшее. - 1996. - №19. - С. 320-355.; Его же Русская Православная Церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939 — 1964 годах). М, 1999

семинарий. М., 1994; Его же История Русской Церкви 1917 - 1990. - М, 1997.

Митрофанов Г., прот. История Русской Церкви. 1900-1927. СПБ, 2014

Д.В. Русская Православная церковь в XX веке. М.: Республика, 1995; Его же Православная Церковь в истории Руси, России и СССР. М, 1996

-Пресс, 1977.(Репринт-М., 1996).

материалах Ставрополья и Терека) – Ставрополь, 2014; Перелыгин А. И. Русская Православная Церковь в Орловском крае в 1917 -1953. Орел, 2007.

Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на юге России (конец XIX - первая треть XX вв.) Краснодар, 2004.

Обновленцы и мученики.//Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 127-140

Х – ХХ вв. по материалам архивных документов. // Материалы всероссийской научно-практической конференции «Политика России на Кавказе в прошлом и настоящем: документальная база, интерпретация и противодействие фальсификации истории. Краснодар 2013; Ее же Православная церковь и российская власть: основные этапы взаимодействия и их специфика.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории». Н. Новгород, 2006.

Бабич А.В. К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году; Православная церковь и советское государство; Православные приходы Кубани. 1920-1953 гг.; Его же К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып. 6. – Краснодар, 2012. - С. 319-331.

С.Н. Приходы советской Кубани./ Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 155-175

Митрофанов Г., прот. История Русской Церкви. 1900-1927. СПБ, 2014 С. 232.

Б. Очерки по истории России. ХХ век. М.: Издательство ПСТГУ, 2009. С. 136.

22.05.16

21.08.16

21.08.16

Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997, стр. 114

См.: Русские Патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. Москва. Издательство РАГС. 1999. Стр. 65-66

См.: Патриарх Тихон в 1920–1923 годах // Журнал Московской Патриархии. 2007 №11

30.02.16

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С.45

А., свящ. Вопрос о патриаршем синоде в «межсинодский» период 1925–1927 гг. // Вестник ПСТГУ 2010. № 2 (35) С. 78

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С.47

С.Н. Развитие православной церковной жизни на Кубани в советский период. К вопросу о церковно-государственных отношениях. / Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 127

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 48.

1. М.: РОССПЭН, 2005. С. 156

11.08.16

См.: Очерки истории Кубанской прокуратуры. Краснодар, 2005. Стр. 37

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 48

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 48

06.10.16

В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2008. С. 147.

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 132

21.08.16

21.08.16

и Кубанская епархия // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/189631.html 21.08.16

См.: Архипастырское воззвание // Красное Знамя. - 1922. 25 марта.

20.04.16

22.10.16

и Кубанская епархия // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/189631.html 21.08.16

См.: Там же.

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 136

и Кубанская епархия // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/189631.html 21.08.16

АОАА Ф. Р-45 Оп.1 Д. 2 Л. 89

АОАА Ф. Р-45 Оп. 1 Д. 2 Л. 109

АОАА Ф. Р-45 Оп. 1 Д. 39 Л. 149

ЦДНИКК Ф. 8 Оп.1 Д. 654 Л. 16

ЦДНИКК Ф. 1 Оп. 1 Д. 209 Л. 7

АОАА Ф. Р-45 Оп. 1 Д. 42. Л. 12

См.: Третий день съезда. По народному просвещению // Красное Знамя. - 1920. 25 мая

См.: Там же.

АОАА Ф. Р-4 Оп.1 Д. 42 Л. 12

АОАА Ф. Р-4 Оп.1 Д. 42 Л 15.

Совет Рабочих и Красноармейских Депутатов // Красное Знамя. - 1920. 10 июля

См.: Народное просвещение. Выемка книг из библиотеки // Красное Знамя. - 1920. 30 июля

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С.142

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 142

ГАКК. Р. 102. Оп.1. Д. 138. Л. 62

См.: Кандидов Б. « Голод 1921 года и Церковь» «Московский рабочий» Москва-Ленинград 1932. С. 22

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 445

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 137

ЦДНИКК Ф. 9 Оп.1 Д. 40 Л. 5

ЦДНИКК Ф. 9 Оп.1 Д 252 Л. 58

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 318 Л.3

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 318 Л.5

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 319 Л.18

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 318 Л.5

ЦДНИКК Ф. 17 Оп. 1 Д. 20 Л. 5

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 492

В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2008. С.164

ЦДНИКК Ф. 8. Оп. 1 Д. 318 Л. 23-26

ГАКК Ф. Р-1700 Оп. 2 Д. 926

См.: Очерки истории Кубанской прокуратуры. Краснодар, 2005 С. 37

См. Очерки истории Кубанской прокуратуры. Краснодар, 2005. С 38

ЦДНИКК Ф. 2816 Оп. 1 Д. 127 Л. 2

ЦДНИКК Ф. 1387 Оп. 1 Д. 40 Л. 127; Ф. 2816 Оп. 1 Д. 383 Л. 35

АОАА Ф. Р-145 Оп. 1 Д. 184 Л. 2

Там же. Л. 15

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 143

См.: Там же.

С.Н. Развитие православной церковной жизни на Кубани в советский период. К вопросу о церковно-государственных отношениях. / Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 125

См.: Бабич А.В Православные приходы Кубани. 1920-1953 гг. / Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 175

22.05.16

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 94.

См.: Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. С. 113.

Патриарх Тихон в 1920–1923 годах // Журнал Московской Патриархии. 2007 №11 С. 43

См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.krotov.info/history/20/krivova/kriv02.html#II-1-7 21.08.16

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С. 95

12.07.16

ГАРФ. Ф. 353. Оп. 2. Д. 254 Л. 4 Цит. по Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Издательство РАГС, 1999.. Стр. 58

См.: Румянцев Д., свящ. Русская Православная Церковь в годы большевистских гонений 1918-1926 годов. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://azbyka.ru/parkhomenko/russkaya-pravoslavnaya-cerkov-v-gody-bolshevistskix-gonenij-1918-1926-godov.html 12.07.16

См.: Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922-1925 гг. [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.krotov.info/history/20/krivova/kriv02.html#II-1-7 21.08.16

М.Ю. Русская Православная Церковь в ХХ веке. М., 2010. С.97

См.: Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. С. 11

См.: Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Издательство РАГС, 1999.. Стр. 64

Кандидов Борис Павлович (1902-1953) - один из организаторов Центрального антирелигиозного музея в Москве.

Кандидов Б. « Голод 1921 года и Церковь» «Московский рабочий» Москва-Ленинград 1932. С. 63

См.: Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Издательство РАГС, 1999.. Стр. 64

См.: Изъятие церковных ценностей // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.pravenc.ru/text/293919.html 22.05.16

Патриаршее подворье, 1996. С. 55.

ЦДНИКК Ф.12500 Оп.1 Д. 51 Л. 23

См.: Изъятие церковных ценностей // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.pravenc.ru/text/293919.html 22.05.16

Кандидов Б. « Голод 1921 года и Церковь» «Московский рабочий» Москва-Ленинград 1932. С. 65

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 287. Л. 1, 3;

В.Н. История Кубани в датах, событиях, фактах. Краснодар, 2008. С. 146

См.: Там же. С. 147.

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 287. Л. 3

Там же.

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 474

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 287. Л. 17.

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 287. Л. 18.

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 474

См.: Там же.

Архипастырское воззвание // Красное Знамя. - 1922. 25 марта

Там же.

Бабич А.В. К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып.6. Краснодар, 2012. С. 325.

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 474

ЦДНИКК Ф.1 . Оп. 1. Д. 209 Л. 7

ГАКК. Ф. Р-102. Оп. 1. Д. 287. Л. 44

ГАКК. Там же. Л. 59

ЦДНИКК Ф.1 . Оп. 1. Д. 209 Л. 6.

Там же. Л. 9.

См.: Макаренко П. Прости нас Господи. Ейск, 2010. С. 59

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 475

См.: Там же стр. 476.

К изъятию церковных ценностей // Красное Знамя. - 1922. 5 апреля

ЦДНИКК Ф.1 . Оп. 1. Д. 209 Л. 7

Оп. 1. Д. 51 Л. 23

Там же. Л. 27

См.: Изъятие церковных ценностей // Красное Знамя. - 1922. 12 апреля

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 29 марта

См.: Бабич А.В. К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып.6. Краснодар, 2012. С. 329

См.: Макаренко П. Прости нас Господи. Ейск, 2010. С. 80

См.: К изъятию церковных ценностей // Красное Знамя. - 1922. 5 апреля

См.: К изъятию церковных ценностей // Красное Знамя. - 1922. 5 апреля

АОАА Ф. Р-45 Оп. 1 Д. 2 Л. 14

См.: Бабич А.В. К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып.6. Краснодар, 2012. С. 329

ГАСК Ф. 135. Оп. 75. Д. 310;

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 482

(Рождественский) // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл),http://www.pravenc.ru/text/187372.html 11.02.16

См.: Польский М., прот. Новые мученики Российские Том 2 [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.paraklit.org/eres/MP/Poljskiy.Novie_mucheniki_Rossiyskie.t.2.htm#_Toc313289073 20.04.16

9.   Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 139

См.: Польский М., прот. Новые мученики Российские Том 2 [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.paraklit.org/eres/MP/Poljskiy.Novie_mucheniki_Rossiyskie.t.2.htm#_Toc313289073 20.04.16

См.: Бабич А.В. К вопросу об изъятии церковных ценностей на Кубани в 1922 году // Кубань-Украина: вопросы историко-культурного взаимодействия. Вып.6. Краснодар, 2012. С. 328

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 29 марта

- Краснодар 1793 -1993. Два века города в датах, событиях, воспоминаниях... Материалы к Летописи. Краснодар: Краснодарское книжное изд-во, 1993. С. 483

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 4 апреля.

Изъятие церковных ценностей // Красное Знамя. – 1923. 22 марта.

10.09.16

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 22 марта

5 июня 1922 года издал послание о своём вступлении во временное управление Русской Православной Церковью, где призывал верующих хранить в чистоте устои Церкви и остерегаться тех, кто пытается незаконно узурпировать церковную власть.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 30 марта

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 31 марта

См.: Там же.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 31 марта

ГАКК Р-1259. Оп. 1. Д. 13. Л. 1.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 3 апреля.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 4 апреля.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 12 апреля.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 14 апреля

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 21 апреля

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 21 апреля.

и конфискацией всего имущества, с допущением при смягчающих обстоятельствах понижения наказания до лишения свободы на срок не ниже пяти лет со строгой изоляцией и конфискацией всего имущества.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 21 апреля.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 21 апреля.

- Крестьянскому Правительству, или массового невыполнения возлагаемых на граждан воинской или налоговых повинностей.

Изготовление, хранение с целью распространения и распространение агитационной литературы контр - революционного характера.

власти или для возбуждения к сопротивлению ее законам

последнее может быть повышено до высшего предела наказания, установленного статьей, по коей наказание было определено.

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 25 апреля.

Цыпин В. прот., История Русской Православной Церкви. 1917-1990 / Учебник для православных духовных семинарий. М., 1994

01.02.2016

19.03.2016

.: Нестор, 1999.. С. 16.

есурс] (1 файл), http://www.pravoslavie.ru/sm/35187.htm 19.03.2016

21.06.16

27.01.2016

См.: Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн. 1. Политбюро и церковь. 1922-1925 гг. - М. - Новосибирск, «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), «Сибирский хронограф», 1997. С. 114

Патриаршее подворье, 1996. С. 82.

См.: Одинцов М.И. Русские Патриархи ХХ века. Судьбы Отечества и Церкви на страницах архивных документов. М.: Издательство РАГС, 1999. С. 169

23.03.2016

.: Сатисъ, 2002. С. 262.

См.: Соловьев И., свящ. «Обновленческий» раскол и литургические реформы. // Церковный вестник. - 2008. 27 июня

Патриарх Тихон в 1920–1923 годах // Журнал Московской Патриархии. 2007. №11 С. 43

ресурс] (1 файл), http://krotov.info/history/20/pospelovs/pospel_06.htm 23.03.2016

См.: Польский М., прот. Новые мученики Российские Том 2 [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.paraklit.org/eres/MP/Poljskiy.Novie_mucheniki_Rossiyskie.t.2.htm#_Toc313289073 20.04.16

См.: Архиепископ Иоанн (Левицкий) // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.pravenc.ru/text/469502.html 10.09.16

См.: Горожанина М.Ю. Православная церковь и российская власть: основные этапы взаимодействия и их специфика.// Материалы всероссийской научно-практической конференции «Русская Православная Церковь в мировой и отечественной истории». Н. Новгород, 2006. С. 54

и Кубанская епархия // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/189631.html 21.08.16

ГАКК. Ф.Р-1259. Оп.1. Д.13. Л.20.

См.: Польский М., прот. Новые мученики Российские Том 2 [Электрон, ресурс] (1 файл), http://www.paraklit.org/eres/MP/Poljskiy.Novie_mucheniki_Rossiyskie.t.2.htm#_Toc313289073 20.04.16

См.:    Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 141

23.08.16

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 д. 342 Л.33.

. 1 д. 127 Л. 2.

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 342 Л. 33 об.

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 342 Л.34

Там же.

ЦДНИКК Ф. 2815 Оп. 1 Д. 342 Л. 34 об.

Там же.

ЦДНИКК Ф. 12500. Оп. 1. Д. 96. Л. 13 об

и Кубанская епархия // Православная энциклопедия [Электрон, ресурс] (1 файл), Православная энциклопедия. http://www.pravenc.ru/text/189631.html 21.08.16

ЦДНИКК Ф. 2816 Оп. 1 Д. 127 Л. 2

ЦДНИКК Ф. 2816 Оп. 1 Д. 128. Л. 1

Там же.

// Георгиевский епархиальный вестник. Ставрополь, 2016. № 5 С. 46 - 48

ЦДНИКК Ф. 2816 Оп. 1 Д. 128. Л. 1

С.Н. Развитие православной церковной жизни на Кубани в советский период. К вопросу о церковно-государственных отношениях. / Дело мира и любви. Очерки истории культуры православия на Кубани. Краснодар, 2009. С. 133

ЦДНИКК Ф. 2816 Оп. 1 Д. 134 Л. 57

ГАКК. Ф. Р-1519. Оп. 1. Д. 3. Л. 1.

ГАКК Ф. Р.-1259, Оп.1.Д.13; Р-382. Оп.1., Д.193, 437, 521, 566; Р-1519, Оп.1. Д. 177.

Патриаршее подворье, 1996. С. 43.

: Беликова Н.Ю. Православная церковь и государство на юге России (конец XIX - первая треть XX вв.) Краснодар, 2004. С. 123

См. Там же.

См.: Там же. - С. 164.

ГАКК. Ф.Р-1259. Оп.1 Д.13. Л.20

См.: Горожанина М.Ю. Православное духовенство Кубани в годы политических репрессий.// Материалы Х Международной научной конференции «Государство, Общество, Церковь в истории России ХХ века». Иваново, 2011. С. 143

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 3 апреля

Оп.1 Д.342 Л.20.

ЦДНИИКК Ф.2815 Оп.1 Д 342 Л. 33

21

Там же.

ЦДНИКК Ф. 2816 Оп. 1 Д.128 Л. 4.

ЦДНИКК Ф. 9 Оп. 1 Д. 247 Л.14

ЦДНИКК Ф. 12500 Оп.1 Д.51 Л.15

ЦДНИКК Ф. 12500 Оп.1 Д.96. Л.130

ЦДНИИКК Ф.2815 Оп.1 Д. 342 Л. 33 об.

30.08.16

ЦДНИКК Ф. 2816.Оп.1 Д.134 Л.57

А.Г. Трагедия казачества. М., 1994. С.338.

ЦДНИКК Ф.9 Оп.1 Д. 247 Л. 14

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 22 апреля

(Впечатления процесса) // Красное Знамя. - 1923. 15 апреля.

110

 

Share
Tags :
10.04.2017