Коды, Индексы, Адреса

Лекция № 4.. Тема: Содержание художественного образования

Тема: Содержание художественного образования.

Лекция № 3.

1.Цель преподавания изобразительного искусства:

- в общеобразовательной школе;

- в художественной школе;

- в дополнительном образовании

2. Виды опыта, компоненты художественного образования.

3. Урок как основная форма обучения в художественном образовании.

Характеризуя школу как форму организации образовательного процесса в учреждении указанного типа, следует обратить внимание на такие ее отличительные признаки, как наличие определенной концепции, представленной в проекте (уставе, положении) и образовательной программе; приоритет обучения при многообразии видов и направлении деятельности детей; комплекс учебных программ; организация образователь­ного процесса педагогическим коллективом, а не одним педа­гогом; оформленные ступени (стадии) обучения; четко обозначенные условия набора и обучения; вручение сертификата об окончании школы и т.п.

Цель преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе – общее развитие личности учащегося.

Задачи обучения:

-освоение языка изобразительного искусства»

-развитие творческих способностей

- развитие познавательной активности школьников.

В художественном воспитании детей и подростков довольно сложно провести черту, разделяющую общие и специальные способности. Эта черта разграничивает сферы влияния общеобразовательной школы, цель которой - всестороннее развитие личности, и школы художественной, где можно говорить уже о подготовке детей в области искусства, близкой к профессиональной.

Следует подчеркнуть все же условность такого разделения, поскольку обще­образовательная школа, всесторонне развивая ребенка, формируя его общие способности, создает тем самым условия и для развития специальных способностей, своевременного их выявления (по крайней мере, в идеале). Обучение в художественной школе, развивая специальные способности, в то же время, конечно, влияет и на общую одаренность ребенка, на формирование личности в целом.

Цель обучения в художественной школе – начальное профессиональное художественное образование учащихся.

Задачи обучения:

- развитие художественно-образного мышления учащихся;

- развитие профессиональных художественных способностей;

- формирование изобразительных знаний, умений, навыков.

Cуществуют такие виды учреждений дополнительного образования детей, как детская студия (по различным видам искусств), детский оздоровительно-образовательный лагерь, детский парк, музей (детского творчества, литературы и искусства). При создании учреждений определяется вид образовательного учреждения, исходя из образовательных, социокультурных потребностей микрорайона, района, мегаполиса. Если учреждение существовало ранее, учитываются исторически сложившееся условия предшествующей деятельности.

Кружок, группа — традиционная, базовая форма объединения детей по интересам. Приоритетны для них предметно-практические задачи освоения конкретного профиля деятельности, т.е. изучается один учебный курс, соответствующий требованиям программы, с группой работает, как правило, один педагог.

Содержание деятельности студии связано с определенным видом искусства или художественного творчества (изобразительное, музыкальное, театральное, литературное творчество и т.п.). Среди педагогических задач студии — создание условий для ста­новления и развития художественного творчества детей в различных областях. Отличительной чертой организации деятельности детских объединений является гибкость, вариативность. Ориентируясь на потребности, интересы детей, педагоги ищут те формы организации, которые актуальны и наиболее эффективны.

Стимулируя творческую инициативу, удовлетворяя лич­ностные предпочтения педагога, сфера дополнительного об­разования в школе является для него так же, как и для ре­бенка, сферой самореализации.

Особенности системы дополнительного образования детей:

- личностная ориентация образования (поддержка и развитие одаренных детей как интеллектуального потенциала российского общества, ориентация на разностороннее развитие подрастающего поколения, максимальное развитие их творческих способностей);

- обеспечение ребенку эмоциональной комфортной среды;

-обеспечение условий для всесторонней самореализации как ребенка, так и педагога дополнительного образования;

- компенсация отсутствия в основном образовании разнообразных творческих, досуговых и образовательных сфер;

- профильность и многопрофильность;

-практическая направленность;

- мобильность;

- многофункциональность;

- разноуровневость и вариативность образовательных программ, обеспечивающих индивидуализацию образовательного маршрута обучающегося;

- воспитательная функция (разработка и реализация региональных воспитательных систем и педагогических технологий личностно – ориентированной направленности);

- социализирующая функция (социализация детей и подростков, педагогическое противодействие негативным социальным процессам, возникающим в социокультурном окружении).

2. Виды опыта, компоненты художественного образования.

Будущий педагог-художник должен быть подготовлен к передаче разнообразных видов опыта, составляющих содержание художественного образования – познавательного, ценностного, творческого, практического. Учитель изобразительного искусства должен быть теоретически и практически подготовлен к передаче его своим ученикам, к организации процесса его усвоения. Содержание этих видов опыта в художественном образовании имеет свою специфику:

1. Опыт познавательной деятельности в обучении изобразительному искусству включает два типа знаний: об искусстве и об окружающей действительности. Усвоение этой информации как теоретического, так и наглядного характера, обеспечивает формирование в сознании школьника целостной картины мира, а также адекватного подхода к пониманию искусства, к собственной творческой деятельности, к её результатам.

2. Опыт творческой деятельности – опыт решения творческих задач, предполагающий формирование способности самостоятельно использовать полученные знания, умения, навыки. Этот вид опыта требует самостоятельного использования учащимися полученных знаний, умений и навыков для воплощения собственных замыслов. Творческий опыт предполагает умение выразить себя, своё настроение, своё понимание мира.

3. Опыт практической деятельности –это умение работать с различными художественными материалами, находить именно те приёмы, которые нужны для воплощения конкретного образа, характера. Система умений и навыков из области практического художественного опыта даёт ребёнку возможность выразить себя, своё настроение, своё понимание мира. В изобразительном искусстве овладение способами деятельности имеет огромное значение и для полноценного восприятия художественных произведений, позволяет понимать «изнутри» секреты художественного ремесла.

4. Опыт эмоционально-ценностных отношений – это усвоение духовного опыта, системы нравственных ценностей, заложенных в искусстве разных эпох.Это приобщение ребёнка к человеческим духовным ценностям через собственный творческий опыт, через эмоциональное переживание. Чем разнообразнее и разностороннее такой опыт, тем шире возможности для развития творческого потенциала личности в ходе обучения и воспитания

3. Урок как основная форма обучения в художественном образовании.

Деятельность учащихся на уроке изобразительного искусства характеризуется следующими чертами:

- носит художественно-творческий характер, но опирается на решение определенного круга учебных задач;

- требует работы продуктивного, творческого воображения;

- характеризуется единством рационально-логического и эмоционально-чувственного компонентов;

- состоит в создании художественного образа, для которого характерны отражение действительности и одновременно ее преображение;

- ее результат отвечает требованиям художественности, с одной стороны, с другой – является оригинальным, обладает таким качеством, как новизна.

Учитывая то, что деятельность учащихся на уроках изобразительного искусства носит в большей степени наглядно-практический характер и направлена на решение художественно-образных задач, педагог осуществляет руководство ею через создание условий для их решения. Он моделирует творческие ситуации, осуществляя «непрямое» воздействие на деятельность своих учеников, формируя мотивы к занятиям искусством, создавая атмосферу, способствующую развитию у учащихся потребности в самовыражении, самореализации. Воздействие на результат художественно-творческой деятельности – один из существенных аспектов художественно-педагогической деятельности.

Основныеположения, раскрывающие специфику педагогического руководства деятельностью учащихся на уроках изобразительного искусства, которые должны определять особенности подготовки будущих учителей изобразительного искусства:

1. Наиболее существенным отличием современного взгляда на художественно-творческую деятельность детей являетсяпринцип необходимости обучения методам создания художественного образа как основы эстетического воспитания. Это положение было разработано ведущими исследователями детского художественного творчества А.В. Бакушинским, Г.В. Лабунской, С.Д. Лёвиным, Е.Е. Рожковой, Н.П. Сакулиной, В.С. Щербаковым, Б.М. Юсовым. Художественно-творческая деятельность понимается сегодня как единство освоения действительности детьми через создание и восприятие художественного образа и становление личности в этом процессе. Художественный образ, объединяющий в себе познание, отражение, преобразование, переживание и отношение – ключевая категория при построении современных концепций художественного воспитания.

2. Любая работа в области художественного воспитания предполагает нерасторжимое единство обучения и творчества. Взаимосвязь и продуманное соотношение учебных и творческих задач – необходимое условие художественно-творческого развития личности, на котором негативно сказывается излишний крен в каждую из этих сторон. Преобладание учебных задач лишает искусство привлекательности для учащихся: формирует отношение к искусству как к прямому, абсолютно осознанному, рационально-логическому отражению действительности. Упор на творческое самовыражение учащихся без его подкрепления системой знаний, умений и навыков лишает занятия познавательного начала.

3. В организации художественно-творческой деятельности школьников особую роль играет требование обеспечения положительного эмоционального фона. Любая тема в преподавании изобразительного искусства направлена на возбуждение у детей интереса и эмоциональной отзывчивости как одного из условий творчества. Современные концепции художественного образования рассматривают в качестве основы, на которых строится преподавание предметов художественного цикла, те мысли и чувства, отношения к жизни и к искусству, которые ученик открывает в себе и в других людях, авторах художественных произведений в процессе решения творческих задач, связанных с созданием и восприятием художественных образов. При таком подходе к занятиям по изобразительному искусству приобщение детей через переживание и сопереживание к полноценному художественному творчеству рассматривается как главное содержание преподавания.

Но, в то же время, деятельность учащихся на уроке и её результаты должны отвечать конкретным объективным критериям, определяемым программой обучения. В построении деятельности учителя на уроке изобразительного искусства, как и в обобщённой структуре учебной деятельности, единой для всех школьных предметов, присутствуют три компонента или этапа:

1. Ориентировочно – мотивационный.

2. Операциональный или исполнительный.

3. Контрольно – оценочный.

В зависимости от конкретного вида деятельности или учебной дисциплины эта схема наполняется различным содержанием, трансформируется, но целостность её непременно должна сохраняться. Если вывести общую структуру деятельности учителя и учащихся на уроке изобразительного искусства, исходя из вышеизложенной схемы, она будет выглядеть следующим образом:

1. Ориентировочно-мотивационный этап направлен на обеспечение соответствующей мотивации, постановку цели и задач работы на уроке. Для урока изобразительного искусства проблема мотивации имеет огромное значение – без внутреннего принятия учебного материала, желания работать, интереса к теме невозможно достигнуть каких-либо серьёзных успехов в любом виде художественного творчества. Вся информация, полученная при объяснении, должна выдерживать следующую последовательность:

1) Чёткая постановка цели и задач урока.

2) Образование представлений о предмете: расположение предмета в пространстве, особенности формы, контур, очертания, объём, конструкция, цветовые особенности изображаемого предмета.

3) Образование представлений об изображении (о будущем рисунке): композиция, передача формы, пропорций, объёма, конструкции предмета, передача цветовых особенностей, техника исполнения работы, особенности использования живописных или графических материалов.

4) Создание художественно-творческой установки, организация творческого поиска: анализ образных качества изображаемого предмета или явления, настроения, характера, объяснение требований к образным качествам будущей работы, настроению, характеру, которые следует передать в работе, создание эмоционального настроя на создание художественного образа, стимулирование творческой активности учащихся за счет использования примеров работ учащихся, зрительного, литературного и музыкального рядов.

2. Операциональный или исполнительный этап. На этом этапе учащимся предстоит уточнение замысла рисунка, последовательности его выполнения и непосредственная практическая работа. Учитель осуществляет контроль за работой, на нём лежит функция по профилактике ошибок на различных её стадиях. Данный этап отличает то, что здесь проявляется максимальная активность учащихся. Сложившийся у ученика мысленный образ рисунка уточняется в ходе практической работы. На этом этапе ведётся индивидуальная работа с учениками.

3. Контрольно-оценочный этап.На этом этапе происходит оценка результатов работы самим учащимся, затем педагогом, сравнение собственного рисунка с рисунками товарищей, коллективное обсуждение работ.

Share
Tags :
06.04.2017