Советы, Идеи

Что такое слова-командиры в русском языке?

Что такое слова-командиры в русском языке?

  • Так называют главные слова в словосочетаниях. quot;Слова-командирыquot; или же главные слова в словосочетаниях. Именно от слова-командира задается вопрос к зависимому слову, которое называют еще quot;рядовымquot;.

    Итак, в словосочетании quot;петь песнюquot; главным словом или же тем самым словом-командиром является слово (глагол) петь. От него задается вопрос к зависимому слову - quot;петь что?quot; - песню.

    Еще один пример: летний день. Здесь словом-командиром является существительное quot;деньquot;. Он командует, задает вопрос зависимому - quot;день какой?quot; - и зависимое слово ему подчиняется и сочетается с ним во всем: день летний.

  • Слова-командиры так неофициально называют главные слова в словосочетаниях. Возникло такое название по аналогии: командир руководит солдатами, подчиннными, отдат им приказы главное слово командует словами зависимыми и заставляет их либо уподобляться себе принимать такие же формы, какие есть у него самого, либо, наоборот, не менять своей формы ни в коем случае, при каких обстоятельствах, либо этот командир использует смысловое подчинение. Позже, в 8 классе, ученики узнают о таких способах подчинительной связи слов в словосочетаниях, как согласование, управление и примыкание.

    Если же использовать название слово-командир, то при согласовании такой командир требует от слова подчиннного (зависимого) уподобляться себе во всех общих для них формах (категориях), например , решение это имя существительное среднего рода, которое стоит в форме именит. п., ед. ч., из чего следует, что оно скомандует слову-солдату имени прилагательному (дети в начальных классах знают пока только эту часть речи из согласуемых) принять форму именит. п., ед. ч., средн. рода и словосочетания с ним будут выглядеть так (жирным шрифтом здесь и далее выделены главные слова): мудрое решение, коллективное решение (какое решение?). Стоит только командиру измениться (то есть изменить свою форму принять другой падеж или число, а иной раз и падеж, и число), как он тут же прикажет подчиннному принять те же формы, например: мудрого решения (родит. п., ед. ч. какого решения?), мудрым решением (твор. п., ед. ч. каким решением?), мудрому решению (дат. п. ед. ч. какому решению?), о мудрых решениях (предл. п., множ. ч. о каких решениях?).

    При управлении слово-командир требует, чтобы слово-солдат (существительное или местоимение) стояло в каком-то определнном падеже и ни в коем случае этой формы не изменяло, как бы ни выплясывал перед ним командир, например: трубка телефона (трубка какая? этот вопрос правильный, но учителя начальной школы могут учить и неверно, задавая вопрос трубка чего?), трубку телефона (какую трубку?), трубкой телефона (какой трубкой?); взять карандаш (взять что?), возьмшь карандаш (возьмшь что?), возьми карандаш (возьми что?). Слово-командир в этих словосочетаниях меняет свои формы, а слово зависимое, подобно стойкому оловянному солдатику, остатся неизменным, в одном и том же падеже.

    Только смысловая связь слова-командира и слова-солдата образуется там, где наш солдат относится к неизменяемым частям речи в начальной школе из неизменяемых слов дети знают только наречия да неопределнную форму глагола (инфинитив), но словосочетания с зависимым словом инфинитивом для малышей ещ очень сложны, а вот словосочетания с зависимым словом наречием могу встретиться, например, вернуться поздно (вернуться когда?), повернула направо (повернула куда?).

    Итак, когда речь заходит о словах-командирах, имеются в виду главные слова в словосочетаниях. Главными являются те слова, от которых задаются вопрос к словам зависимым.

  • Слова-командиры представляют собой главные слова в словосочетаниях. Рассмотрим это на таком примере: у нас есть словосочетание поливание цветов, где слово quot;поливаниеquot; будет являться командиром, с quot;цветовquot; подчиненным словом, так как именно на него направленно действие. То есть подчиненное слово как бы дополняет и уточняет главное слово-командира.

  • В любом сочетании слова в русском языке делятся на главные слова и подчиннные. Вот эти главные слова в словосочетаниях и называются словами-командирами. Они подчиняют себе подчиннные слова. Например в словосочетании quot;выпей лекарствоquot; словом командиром является слово quot;выпейquot;.

  • Слова-командиры - этот термин обычно употребляют в начальных классах для обозначения главных слов в словосочетании. Считается, что в этом возрасте ребенок уже имеет четкое понятие о субординации командир-подчиненный, и эта же ассоциативная связь переносится на словосочетания: есть главное слово и есть подчиненное. Все что нужно - научиться их различать.

    Кстати, следует иметь в виду, что не каждая группа слов является словосочетанием, соответственно, не всегда можно определить слово-командир и зависимое слово. Главный критерий словосочетания - слова должны быть связаны не только по смыслу, но и грамматически.

  • Новые программы образования вводят в русский язык такие понятия как quot;слова командирыquot; и quot;слова рядовыеquot;. Впервые, данные понятия встречаются в программе для начальной школы quot;Гармонияquot;.

    Детям, действительно легче и интересней, учится, когда терминология для них максимально упрощена.

    Слова-командиры - это главные слова в словосочетании, по аналогии с командиром в армии. Слово-командир может как явно подчинить зависимое (рядовое слово). Например, quot;включи телевизорquot;. Включи - слово-командир, а телевизор рядовой (зависимое). Так и неформально управлять словами, то есть смысловое подчинение. К примеру, дверной замок. Замок - командир, дверной - рядовой.

  • В словосочетаниях слова разделяют на слова командиры (главные, независимые) и слова quot;рядовыеquot; (подчиннные, уточняющие).

    Например в словосочетании quot;выращивание клубникиquot; слово quot;выращиваниеquot; является командиром, а слово quot;клубникиquot; является подчиннным, так как оно как бы поясняет, уточняет, дополняет первое слово.

    А вот в словосочетании quot;основы выращивания клубникиquot; командиром уже будет слово quot;основыquot;, а два других будут отчитываться, то есть пояснять, как бы отвечать на вопрос Основы чего?

    А в словосочетании quot;большой пожарquot; командиром является слово quot;пожарquot;, а слово quot;большойquot; его дополняет. Если убрать слово quot;большойquot; смысл высказывания почти не потеряется, а вот если убрать слово quot;пожарquot;, то смысл будет совсем не таким. Если сказать просто quot;большойquot;, то можно будет подумать, что говорят про человека, а не про возгорание.

  • Под словами-командирами в русском языке подразумеваются главные слова в словосочетаниях. Словосочетания имеют такую структуру: главное слово плюс зависимое слово. Причм важно помнить, что словосочетаниями не являются грамматические основы, слова с предлогами и однородные члены в предложении. Слова-командиры являются независимыми в словосочетание, от них мы задам вопрос к подчиняемым и уточняемым словам. Например, в выражении quot;смотрим телевизорquot;, quot;смотримquot; - это слово-командир, а quot;телевизорquot; - уточняет quot;что?quot; смотрим.

Share
Tags :
04.04.2017