Железо

Анализ качества продукции

Анализ обновления продукции и ее качества

Важной характеристикой деятельности предприятия является обновление продукции.

Основными направлениями анализа являются:

анализ общего уровня обновления продукции и его темпов,

анализ новизны продукции;

анализ сменяемости продукции.

Общий уровень обновления продукции измеряется долей новой и модернизированной продукции в общем объеме производства. К новой продукции относят опытные образцы, обеспечивающие обновления продукции в будущем, изделия установочной партии и изделие первой промышленной партии. Новая продукция базируется на принципиально иной конструкционной основе или других принципах действия. Различают три степени новизны:

Принципиально новая продукция, не имеющая аналогов в мировой практике;

Продукция, впервые осваиваемая в РФ, имеющая зарубежные аналоги;

Продукция новая для предприятия-изготовителя, имеющая отечественные аналоги.

Модернизированная продукция включает изделия с улучшенными технико-экономическими показателями, измененной материальной основе или дизайна.

При анализе показатель общего уровня обновления продукции отчетного периода сравнивается с уровнем предыдущего периода.

Также анализируется структура новой продукции по степени ее новизны и по стадиям направления. При анализе необходимо учитывать что увеличения доли новой продукции, не имеющей аналогов в мировой практике и доли продукции, впервые осваиваемой в РФ оценивается положительно.

Для анализа сменяемости продукции определяются показатели:

коэффициент опережения доли вновь освоенных изделий над долей снятых с производства;

средний возраст выпускаемой продукции.

Доля вновь освоенный изделий и снятых с производства могут рассчитываться как по числу наименование продукции, так и по объему их производство в стоимостном выражении.

Средний возраст выпускаемой продукции определяется как средне взвешенная величина, и анализ этого показателя ведется в динамике за ряд лет.

Важным показателем, характеризующим выпуск продукции, является качество продукции. Под качеством продукции понимается совокупность таких ее свойств, которые обуславливают способность данной продукции удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.

Количественная характеристика одного или нескольких свойств продукции, составляющих ее качество, называется показателем качества. Различают обобщающие, индивидуальные, единичные и косвенные показатели качества продукции. Показатели качества характеризуют параметрические, потребительские, технологические, дизайнерские свойства изделия, уровень его стандартизации и унификации, надежность и долговечность.

Обобщающие показатели характеризуют качество всей произведенной продукции независимо от ее вида и назначения, например, удельный вес:

новой продукции в общем ее выпуске;

высшей категории качества;

сертифицированной и несертифицированной продукции;

аттестованной и неаттестованной продукции;

продукции соответствующей мировым стандартам;

забракованной продукции и зарекламированной продукции;

экспортируемой продукции, в том числе в высокоразвитые промышленные страны и др.

Индивидуальные (единичные) показатели качества продукции характеризуют одно из ее свойств:

полезность (жирность молока, содержание железа в руде, содержание белка в продуктах питания и т.д.);

долговечность;

безотказность;

ремонтопригодность;

отказ;

технологичность, отражающую эффективность конструкторских и технологических решений (трудоемкость, энергоемкость и т.д.);

эстетичность изделий.

Косвенные показатели – это штрафы за некачественную продукцию, объем и удельный вес забракованности продукции, удельный вес зарекламированной продукции, потери от брака и др.

В процессе анализа качества продукции решаются следующие задачи:

оценивается технический уровень продукции;

выявляются отклонения этого уровня по отдельным изделиям по сравнению с базовым уровнем и теоретически возможным;

анализируется структура выпуска продукции по параметрам, характеризующим качество ее изготовления и поставки;

выявляются факторы, сдерживающие рост технического уровня продукции;

обосновываются возможности повышения качества продукции, сокращения брака и потерь.

Информация, используемая для анализа качества продукции, охватывает практически все стороны анализируемого объекта (сведения о конструкции, технологических процессах изготовления, применяемых средствах и предметах труда, результатах производства и реализации, рекламе и т.д.). Источниками информации могут быть патенты, нормативно-техническая документация, акты испытаний, данные лабораторного контроля физико–химических показателей, журналы и графики бездефектной сдачи продукции и др.

Для обобщенной оценки выполнения плана по качеству продукции используются разные методы, в том числе балльный. Сущность этого метода оценки в следующем: определяется средневзвешенный балл качества продукции, и путем фактического и планового его уровня находится процент выполнения плана по качеству.

При анализе качества продукции характеризуется сортностью, определяется средний коэффициент, который рассчитывается несколькими способами. Наиболее простым из них является расчет исходя из сортовых коэффициентов и удельных весов продукции соответствующего сорта.

Сортовые коэффициенты характеризуют отношение цены изделий каждого сорта к цене тех же изделий высшего сорта.

Сортовые коэффициенты умножаются на плановый и фактический удельные веса изделий соответствующего сорта, переводя всю продукцию в условный высшей сорт; полученные результаты суммируются. Чем выше сортность продукции, тем ближе значение среднего коэффициента приближается к единице.

Для того чтобы определить влияние изменения сортности на объем товарной продукции, необходимо отклонение по среднему коэффициенту сортности умножить на фактический выпуск продукции в денежном выражении и разделить на фактический средний сортности, т.е. расчет производится по формуле

где/\Kс - изменение среднего коэффициента сортности (Кс1 – Кс0 ).

На объем производства некоторых видов продукции (например, производство стройматериалов) оказывает влияние коэффициент выхода годной продукции:

где ТП – стоимость годной продукции, тыс.руб;

где .

На выпуск продукции оказывает влияние уровень производственного брака. Обычно на предприятиях брак анализируют по отдельным видам продукции и полуфабрикатов, по местам его обнаружения и возникновения, по виновникам и причинам, по размерам нанесенного ущерба.

Брак – это изделия или работы, которые не отвечают установленным требованиям и непригодны для использования по прямому назначению.

В зависимости от характера дефекта различают исправимый (частичный) брак и неисправимый (окончательный) брак, когда исправление невозможно по техническим причинам или экономически не выгодно.

По месту обнаружения различают внутренний (обнаруживается на самом предприятии) и внешний (выявляется заказчиком).

Различают также брак по виновникам: брак по вине работников предприятия и брак по вине поставщиков. Знание этих различий необходимо для точного определения экономических потерь от брака.

Объем произведенного брака определяется путем суммирования себестоимости окончательно забракованных изделий и расходов на исправление брака. При этом внутренний окончательный брак оценивается по цеховой или производственной себестоимости, внешний брак учитывается по полной себестоимости. Расходы на исправление брака включают в себя дополнительные затраты на материалы, заработную плату, а также и общехозяйственные расходы.

Аналитическая оценка размера производственного брака дается исходя из его абсолютной величины в рублях и относительной величины в процентах к производственной себестоимости товарной продукции.

Размер потерь продукции из-за производственного брака определяется путем умножения процента производственного брака по себестоимости продукции на фактический объем товарной продукции предприятий.

На некоторых предприятиях (например, при производстве керамических изделий) производственный брак предусматривается в плане. Это так называемый планируемый брак. Потери продукции из-за производственного брака в этом случае определяются путем умножения процента сверхпланового брака на фактический объем товарной продукции в оптовых ценах.

При анализе следует выявить основные причины брака (недостаточный уровень квалификации рабочих, работа на неисправном оборудовании, использование несовершенных приспособлений и инструментов, средств измерительной техники, отступление от технологического процесса, использование материалов и полуфабрикатов со скрытыми дефектами, несовершенство упаковки, маркировки, нарушения условий хранения, перевозки и т.д.).

Показатели качества продукции анализируются путем сравнения фактических данных с данными предыдущих отчетных периодов, планом, аналогичными данными других родственных предприятий.

Расчет влияния качества продукции на стоимостные показатели работы предприятия:

выпуск товарной продукции (/\ТП );

выручка от реализации продукции (/\В );

прибыль (/\П ):

где Ц1,0 соответственно цена изделия до и после изменения качества;

С0,1 –себестоимость изделия;

К1 – количество произведенной продукции повышенного качества;

В - продукция повышенного качества.

Если предприятие выпускает продукцию по сортам и произошло изменение сортового состава, то вначале необходимо рассчитать, как изменилась среднегодовая цена и средневзвешенная себестоимость единицы продукции, а затем по приведенным выше алгоритмам рассчитывать влияние сотового состава на выпуск товарной продукции, выручку и прибыль от ее реализации.

Среднегодовая цена определяется:

Для расчета влияния сотового состава продукции на объем ее производства в стоимостном выражении можно также использовать способы, которые применяются при анализе структуры производства продукции. Этот расчет производится способом абсолютных разниц.

Share
Tags :
06.04.2017