животные и растения

Национальный менталитет

Национальный менталитет

Для характеристики национальных особенностей народа, его культуры употребляется понятие национальный менталитет. Часто это понятие заменяют понятием национальный характер. Познакомимся с этими понятиями более подробно. Прочитайте в учебнике текст на с. 79-81 и ответьте на следующие вопросы:

- Что такое национальный менталитет?

- В чем проявляется национальный менталитет?

- С чем связаны черты характера определенного народа?

- Согласны ли вы с выводом учебника: «Национальный менталитет - память о прошлом, обусловливающая поведение людей и помогающая им оставаться верными своим исторически сложившимся ценностям, традициям»?

- Приведите примеры, подтверждающие тезис относительно того, что национальный менталитет - явление хотя и устойчивое, но не застывшее.

- Каким образом на характер ментальности оказывают воздействие национальные традиции и ценности?

- Почему нельзя абсолютизировать традиции?

- Почему нельзя их игнорировать?

- Согласны ли вы с высказыванием академика Д.С. Лихачева: «Национальные черты нельзя преувеличивать, делать их исключительными»? Мнение аргументируйте.

- Что служит опорой в укреплении и сохранении традиций?

- Каковы, по мнению философа Ильина, главные ценности русского народа? Почему философ называет их сверхнациональными?

Национальный менталитет - образ мышления, духовная настроенность, свойственная данной конкретной этнической общности

Изучите материал о ментальности русского народа, проанализируйте его и выскажите свое мнение.

1 . Н а к а к и е с л а г а е м ы е понятия «Россия» о б р а щ а е т в н и м а н и е б о г о с л о в и ф и л о с о ф Г. Ф е д о т о в , пытаясь ответить на вопрос: где л и ц о Р о с с и и ?

«О н о в золотых колосьях ее нив, в п е ч а л ь н о й г л у б и н е ее лесов. О н о в к р о т к о й м у д р о с т и д у ш и н а р о д н о й . О но в з в у к а х Г л и н к и и Р и м с к о г о -К о р с а к о в а , в п о э м а х П у ш к и н а , в э п о п е я х Т о л с т о г о . В с и я ю щ е й н о в г о р о д с к о й и к о н е , в синих глазах у г л и ч с к и х ц е р к в е й . Оно в природной я з ы ч е с к о й мудрости с л а в я н с к о й песни, с к а з к и и обряда. В т р у д е и п о т е в е л и к о р о с с а , п о д н и м а в ш е г о л е с н у ю целину и в ы н е с ш е г о на своих плечах "тягло государево".

В о д и н о к о м т р у д о в о м п о с л у ш а н и и и в "умной" молитве о т ш е л ь н и к а -пахаря, п р о л а г а в ш е г о в г у с т о й ч а щ е пути для х р и с т и а н с к о й цивилизации. В д и к о й в о л е к а з а ч е с т в а , р а з д в и н у в ш е г о м е ж и для к р е с т ь я н с к о й с о х и

до Т и х о г о о к е а н а . О н о в б е с ч и с л е н н ы х мучениях п а в ш и х з а с в о б о д у» .

2 . Н а к а к у ю о с о б е н н о с т ь р о с с и й с к о й ц и в и л и з а ц и и у к а з ы в а е т П.Я. Ч а а д а е в ?

«Россия - целый особый мир, п о к о р н ы й воле о д н о г о ч е л о в е к а , именуется он П е т р о м или И в а н о м , не в э т о м дело: во всех случаях о д и н а к о в о э т о о л и ц е т в о р е н и е произвола».

3. На к а к о е в а ж н е й ш е е отличительное к а ч е с т в о России, р у с с к о й д у ш и у к а з ы в а е т ф и л о с о ф В.В. Розанов?

«Русский дух, к а к вы е г о н и х о р о н и т е или к а к н и высмеивайте, все-таки существует. Э т о н е н е п р е м е н н о г е н и й , стихи, п р о з а , у м о п о м р а ч и т е л ь н а я ф и л о с о ф и я . Нет, э т о м а н е р а ж и т ь , т . е. н е ч т о г о р а з д о п р о с т е й ш е е и , пожалуй , м у д р е й ш е е» .

4. Н.Г. Ч е р н ы ш е в с к и й («Апология с у м а с ш е д ш е г о» ) : «Мы во все вносим и д е ю п р о и з в о л а . Ю р и д и ч е с к и е формы и личные усилия для нас к а ж у т с я б е с с и л ь н ы м и и д а ж е смешными, мы ж д е м всего, мы х о т и м все с д е л а т ь с и л о ю прихоти, б е с к о н т р о л ь н о г о р е ш е н и я . К а ж д ы й и з н а с - м а л е н ь к и й Н а п о л е о н или, л у ч ш е сказать, Батый».

К а к а я ч е р т а р у с с к о г о х а р а к т е р а п о д ч е р к и в а е т с я в этих словах?

5. А.С. П у ш к и н считал, что любимая поза р у с с к о г о ч е л о в е к а - с к р е с т и в р у к и на г р у д и , без у ч а с т н о наблюдать за п р о и с х о д я щ и м . Вы с о г л а с н ы ?

6. П.Я. Ч а а д а е в у п р и н а д л е ж и т и з р е ч е н и е : «Во Ф р а н ц и и н а что н у ж н а мысль? Ч т о б ы ее высказывать. В Англии? Чтобы п р и в е с т и ее в и с п о л н е ние. В Г е р м а н и и ? Ч т о б ы ее обдумать. У н а с ? Ни на что! И з н а е т е почему?» Ч а а д а е в оставил в о п р о с б е з ответа. А к а к бы ответили вы?

7. П и с а т е л ь и ф и л о с о ф Д. . М е р е ж к о в с к и й в с т а т ь е «Земля во рту» пишет: «Кнут н е мука, а в п р е д ь н а у к а . П а л к а нема, а д а с т у м а . Н е т т о г о спорее, ч е м к у л а к п о ш е е . Это в н а р о д н о й мудрости, и э т о же в сознании просвещенных

л ю д е й . Э т о е д и н с т в е н н о е р у с с к о е . Не с т о л ь к о "идея", с к о л ь к о ф и з и о л о г и я - о щ у щ е н и е свободы к а к чего-то

б о г о п р о т и в н о г о , р а б с т в а к а к б о г о у г о д н о г о . " П р и р о д а их т а к о в а , - г о в о р и т А р и с т о т е л ь о варварах, - что

они не могут и не д о л ж н ы ж и т ь иначе к а к в рабстве". В с в о б о д е - г р е ш н ы е , в р а б с т в е - святые. Святые рабы. Святая Русь - з е м л я святых рабов».

С о г л а с и л и с ь бы вы с р а с с у ж д е н и я м и Д. М е р е ж к о в с к о г о ?

8. К а к и е ч е р ты Р о с с и и , р у с с к о г о х а р а к т е р а и м е е т в виду М. Волошин?

Есть ли связь м е ж д у «к р у т о й властью» и отсутствием чувства меры?

. . . Ни в ч е м не з н а е м меры да с р е д и н ы ,

В с е п о к р а я м д а п р о п а с т я м б л у ж д а е м ,

И нет н и г д е т а к о г о б е з н а р о д ь я ,

И власти нету б о л е е к р у т о й . . .

Роль географического фактора в формировании русского характера

Г . Федотов о б р а т и л в н и м а н и е на с м е н у г е о г р а ф и ч е с к о й родины, н а о с в е ж е н и е к р о в и н а н о в о м месте.

1. Русь складывалась в условиях умеренного климата, разнообразия пейзажа. Равнины, леса, реки Гармоническое равновесие сил, способностей.
Человек Киевской Руси близок к западному человеку
2. Центр обитания смещается на север, северо-восток. Леса Пейзаж способствует уединению, религиозности, внутренней сосредоточенности, дисциплине
3. Русские передвигаются на юг и северо-восток. Степь Бескрайность, безграничность пейзажа формирует такие качества, как широта души, легкость передвижения, любовь к воле, отсутствие внутренней дисциплины

Н. Б е р д я е в писал: «В д у ш е р у с с к о г о н а р о д а о с т а л с я сильный п р и р о д ный элемент, связанный с необъятностью Русской з е м л и , с безграничностью р у с с к о й равнины... Необъятность Р у с с к о й з е м л и , отсутствие г р а н и ц и п р е д е л о в выразились в с т р о е н и и р у с с к о й д у ш и . П е й з а ж р у с с к о й д у ш и соответствует п е й з а ж у Р у с с к о й земли: т а ж е

б е з г р а н и ч н о с т ь , бесформенность, у с т р е м л е н н о с т ь в б е с к о н е ч н о с т ь , широта».

Российские просторы: благо или проклятье?

1. Разнообразие климата, природы «Россия поставила нас лицом к лицу с природой, суровой и захватывающей, с глубокой зимой и раскаленным летом, с безнадежною осенью и бурною страстною весною. Она погрузила нас в эти колебания. Она дала нам почувствовать разлив вод, бездонность омутов, зной засухи, бурелом ветра. И души наши глубоки и буреломны, разливны и бездонны, и научились во всем идти до конца и не бояться смерти» (И. Ильин).
Разнообразие природы (от Ледовитого океана до Каспия...) стимулировало разнообразие переживаний, что вело к богатству русской культуры
2. Огромность, широта земли «Эх, не выпить до дна нашей воли, Не связать нас в единую цепь! Широко наше Дикое поле, Глубока наша скифская степь» (М. Волошин. «Дикое поле»).
Огромность земли влияла на о б щ е е психологическое самочувствие (простор и дали, размах и свобода).
«Россия одарила бескрайними просторами, ширью равнин, вольно пронизываемых взором да ветром, зовущих в легкий, далекий путь. И просторы эти раскрыли наши души и дали им ширину, вольность и легкость, каких нет у других народов. Русскому духу присуща духовная свобода, внутренняя ширь» (И. Ильин)
3. Богатство природных ресурсов Привычка к тому, что страна «богата и обильна», неуклонно ширится и растет, укрепила у русских убежденность в неистощимости ресурсов.
Согласились бы вы с таким мнением: российская экономика самодостаточна (автономна): лесные богатства, черноземные земли, полезные ископаемые, все виды хозяйства - от полярного до субтропического; поэтому России нет необходимости завоевывать, воевать; она «мирна в сущности»?
4. Сущность природы, климата Вынуждение к жесткой борьбе, требование формирования крупных, сильных, здоровых, энергичных, работоспособных и упорных
5. Миграционные
процессы
Вечное движение русских отмечал В.О. Ключевский: русским было куда податься в случае неудачи. Отсюда «надежда на авось» как черта национального характера.
«Охота к перемене мест» - слаба «любовь к родному пепелищу». Люди выкорчевываются с насиженных мест. Новые места - у ж е родные, но нет особой привязанности. Готовность унестись дальше. У русских легко прерываются традиции.
Традиции уходят не вглубь, а вширь, радиусами, дорогами по окружности, расходятся в мировое пространство («море зовет», «Сибирь зовет», «космос зовет»)

Влияние особенностей социально-экономического строя на формирование русского характера

Вот какие связи выстроил Г. Федотов:

1. Власть восточно-деспотического
характера
2. Военно-государственная необходимость
государство и право существовали
лишь в силу царской власти
Рост царства, потом империи;
в жертву приносились свобода и самоуправление
Анархизм, терпение и покорность Самоотверженность, жертвенность

На с а м о о т в е р ж е н н о с т ь , ж е р т в е н н о с т ь к а к р у с с к и е ч е р т ы у к а з ы в а л и поэт Ф. Т ю т ч е в в т р а к т а т е «Россия и революция». С о г л а с и л и с ь бы вы с мнением, что с т о л к н о в е н и е двух ч е р т - а н а р х и з м а д у ш и и п о к о р н о с т и ,

д о л г о т е р п е н и я - приводит к «бунту б е с с м ы с л е н н о м у и б е с п о щ а д н о м у» ?

Д в о й с т в е н н о с т ь р у с с к о й д у ш и отмечали поэты и мыслители:

Мы - з а р а ж е н н ы е совестью:

В к а ж д о м С т е н ь к е -

Святой С е р а ф и м .

(М. Волошин)

«Р у с с к и е б у н т у ю т против г о с у д а р с т в а или п о к о р н о н е с у т е г о гнет» (Н. Бердяев).

«...Не р а з р е ш е н а е щ е п р о б л е м а р у с с к о г о н а ц и о н а л ь н о г о х а р а к т е р а ; ибо доселе он к о л е б л е т с я между с л а б о х а р а к т е р н о с т ь ю и высшим г е р о и з мом. Столетиями его строили монастырь и армия, г о с у д а р с т в е н н а я служба и семья... С в я щ е н н а я т р а д и ц и я Р о с с и и - вступать в ч а с о п а с н о с т и и б е д ы д о б р о в о л ь ц е м , о т д а ю щ и м с в о е

д о с т о я н и е и ж и з н ь з а д е л о Б о ж и е , всенародное и отечественное» (И. Ильин).

Особенности русского менталитета

Первое мнение

Западные философы, ученые проникали в тайны мира, расчленяя его
рассудком на составляющие части для анализа под «философским микроскопом»
Русским больше свойственно познание мира интуитивное
Интерес к устройству мира Интерес к смыслу мира

Второе мнение

«Р у с с к и е - н а р о д с в е л и ч а й ш е й к о л л е к т и в и с т с к о й нравственностью, к о т о р о м у о д н о в р е м е н н о с в о й с т в е н д е ф и ц и т п р а в о с о з н а н и я и д е ф и ц и т того, что н у ж н о назвать г р а ж д а н с к о й ответственностью». И так , к оллективизм. Но при этом п о л и т и ч е с к а я и н д и ф ф е р е н т н о с т ь и п р а в о в о й н и г и л и з м , г р а ж д а н с к о е б е з у ч а с т и е . Вот известные с л о в а Л . Н . Т о л с т о г о : «Р у с с к и й н а р о д в с е г д а относился к власти иначе, ч е м европейские народы. Он н и к о г д а н е

б о р о л с я с властью и, главное, н и к о г д а не у ч а с т в о в а л в ней, не р а з в р а щ а л с я у ч а с т и е м в ней. Р у с с к и й ч е л о в е к

в с е г д а с м о т р е л на власть к а к н а зло, от к о т о р о г о ч е л о в е к д о л ж е н устраняться. Л е г е н д а о призвании варягов вполне в ы р а ж а е т о т н о ш е н и е р у с с к и х л ю д е й к власти».

А о ч е м свидетельствуют известные п о г о в о р к и : «З а к о н что д ы ш л о - к у д а п о в е р н е ш ь , т у д а и вышло»; «Где суд, т ам и н е п р а в д а» ?

Третье мнение

Главное - р у с с к и й максимализм, о т р и ц а ю щ и й третье, с р е д н е е состояние. Ч е л о в е к - п о л е б о р ь б ы сил света и тьмы. Д у ш а или от дьявола, или от а н г е л а . То же о т н о ш е н и е к государству. Власть - или ц а р с т в о истины, или власть тьмы.

К а к о в ы истоки т а к о й полярности, двоичности мышления? Вот несколько т о ч е к з р е н и я .

1. И с т о ч н и к д в о и ч н о с т и с о з н а н и я - в о с о б е н н о с т я х п р и р о д ы и хозяйственного развития России. Н е к р а с о в подметил эту полярность Р о с с и и : могучая и б е с с и л ь н а я , у б о г а я и обильная.

2. И с т о ч н и к д у а л и з м а р у с с к о й д у ш и в р а с к о л е , который, по м н е н и ю Б е р д я е в а , п р о х о д и л через русскую историю: раскол общества и г о с у д а рства, ц е р к о в н ы й р а с к о л XVII в., р а с к о л культуры о б р а з о в а н н ы х к л а с с о в и народных низов...

И т а к , о с о б е н н о с т ь р у с с к о г о м е н т а л и т е т а - д в о и ч н о с т ь с о з н а н и я .

Н. Бердяев выстраивал т а к и е пары, х а р а к т е р и з у ю щ и е п р и р о д у р у с с к о г о ч е л о в е к а :

• смирение, о т р е ч е н и е - бунт во имя с п р а в е д л и в о с т и ;

• с о с т р а д а н и е , ж а л о с т ь - ж е с т о к о с т ь ;

• доброта, мягкость - с к л о н н о с т ь к насилию;

• д е с п о т и з м - а н а р х и з м , вольность;

• национализм, самохвальство - всечеловечность, у н и в е р с а л и з м ;

• индивидуализм, о б о с т р е н н о е с о з н а н и е л и ч н о с т и - б е з л и к и й колле к т и в и з м ;

• и с к а н и е Бога, р е л и г и о з н о с т ь - в н е ш н е е б л а г о ч е с т и е или воинствую щее б е з б о ж и е .

Г о в о р я о п о л я р н о с т и мышления, Н. Б е р д я е в о т м е ч а л с п о с о б н о с т ь р у с с к и х д о в о д и т ь в с я к ую и д е ю д о

п р е д е л а , до к р а й н о с т и и приводил примеры из т в о р ч е с т в а Ф. Д о с т о е в с к о г о и Л. Т о л с т о г о .

« Б о ж е ! Б о ж е ! - в д у ш е м о е й вечно стоял монастырь. Н е у ж е л и же м н е н у ж н а была площадь? Брррр...» - писал \

ф и л о с о ф В.В. Розанов.

Итак, к о л е б а н и я между «монастырем» и «площадью». Это человек. А о б щ е с т в о , г о с у д а р с т в о ? Д а в а й т е задумаемся: выбирает л и р о с с и й с к о е о б щ е с т в о ровный путь или к о л е б л е т с я между:

• т о т а л и т а р и з м о м и д е м о к р а т и е й ;

• коллективизмом и индивидуализмом;

• идеализмом и п р а г м а т и з м о м ;

• «волей к смерти» и «волей к ж и з н и» и т. д.?

К а к о й о т в е т вам п о д с к а з ы в а ю т ф а к т ы и с т о р и и и л и т е р а т у р н ы е п р и м е р ы ?

Ф и л о с о ф Е.Н. Т р у б е ц к о й писал: «Человек н е м о ж е т оставаться только человеком: он должен или подняться над собой, или упасть в бездну, вырасти в Б о г а или в зверя». О т с ю д а п р е з р е н и е к ж и з н и з е м н о й , с и ю м и н у т н о й .

Вот свидетельства р у с с к и х мыслящих людей.

А. Чехов: «Для н а с т о я щ е г о ч е л о в е ч е с т в о б у д е т ж и т ь т о л ь к о р а з в е в раю, о н о в с е г д а ж и л о в будущем».

H. Бердяев: «Лучшие, н а и б о л е е культурные и мыслящие р у с с к и е л ю д и X I X в е к а не ж и л и в н а с т о я щ е м , к о т о р о е было д л я них отвратительно, о н и ж и л и в б у д у щ е м и прошлом».

Итак, н а с т о я щ е е , т . е . ж и з н ь к о н к р е т н о г о ч е л о в е к а , ц е н н о с т и н е имеет, э т о «у д о б р е н и е для б у д у щ е г о

ц а р с т в а с п р а в е д л и в о с т и» . О т к у д а т а к о й н р а в с т в е н н ы й максимализм?

Четвертое мнение

О с о б е н н о с т я м и р у с с к о г о восприятия мира являются:

I . С а к р а л ь н о е о т н о ш е н и е к власти: власть о с в я щ е н а , ее носитель - п о м а з а н н и к Б о ж и й .

2. А с к е т и ч е с к и й идеал. Единственное о п р а в д а н и е богатства – высокий социальный статус.

3. Н е т восприятия себя к а к личности. К а ж д ы й с у б ъ е к т о с о з н а е т с е б я лишь к а к частицу с о ц и а л ь н о й о б щ н о с т и.

4. Превосходство д о л ж н о г о н а д сущим. С у щ е е - случайное, уходящее, п о э т о м у неистинное.

Share
Tags :
06.04.2017