Загородная жизнь

Понятие исполнения уголовного наказания и его суть. Основные средства уголовно-исполнительного воздействия на осужденных

Система УЧРЕЖДЕНИй И ОРГАНов, ИСПОЛНЯЮЩИх НАКАЗАНИЯ в виде лишения свободы. Учреждения и органы, исполняющие иные уголовные наказания

Лекция 3

История развития уголовно-исполнительного законодательства

Исходя из изложенного уголовно-исполнительное право Российской Федерации можно определить как систему нормативных правовых актов, регулирующих исполнение и отбывание всех видов уголовных наказаний и иных мер уголовно-правового характера. В этом случае термины "уголовно-исполнительное законодательство" и "уголовно-исполнительное право" являются синонимами.

Однако в качестве самостоятельной отрасли научных знаний уголовно-исполнительное право, кроме собственно уголовно-исполнительного законодательства, рассматривает еще и уголовно-исполнительную политику и историю развития пенитенциарного (тюремного) дела в России и за рубежом; международные стандарты обращения с заключенными и их применение в российской практике; механизмы определения эффективности правоприменительной практики в данной сфере; вопросы совершенствования деятельности учреждений и органов, входящих в состав уголовно-исполнительной системы, и ряд других вопросов. В данном случае термин "уголовно-исполнительное право" является более объемным. В системе российского права уголовно-исполнительное право является самостоятельной отраслью и занимает особое место, хотя еще тридцать лет назад по этому вопросу шли оживленные дискуссии: уголовно-исполнительное право рассматривалось как часть уголовного права, как комплексная отрасль права, как систематика правовых норм и институтов и как самостоятельная отрасль.

3.1.УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА И ЕЕ ЗАДАЧИ

Согласно ст. 16 УИК РФ уголовные наказания исполняют учреждения и органы Министерства юстиции РФ, командование частей и подразделений Министерства обороны РФ и суды. Однако фактически наказания исполняют лишь два первых ведомства, так как наказания в виде штрафа, конфискации имущества и лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград исполняются судебными приставами-исполнителями, которые организационно, структурно входят в состав Департамента судебных приставов Министерства юстиции РФ. Министерство внутренних дел РФ в настоящее время уголовных наказаний не исполняет, данная функция с 1 сентября 1998 г. передана в ведение Министерства юстиции РФ.

В Министерстве юстиции РФ функционируют две самостоятельные структуры, ведающие исполнением уголовных наказаний: Главное управление исполнения наказаний (далее - ГУИН Министерства юстиции РФ) и Департамент судебных приставов, являющиеся федеральными органами исполнительной власти с жесткой вертикалью централизованного подчинения всех входящих в их состав организационных структур. Между собой эти две структуры в центре и на местах контактируют лишь на уровне взаимодействия, хотя в федеральных округах все структурные подразделения Министерства юстиции РФ (управления (отделы) юстиции, исполнения наказаний, службы судебных приставов, регистраторов государственного имущества) сведены в единый аппарат, курирующий все службы Министерства юстиции, расположенные на территории данного федерального округа. Организационная структура ГУИН Министерства юстиции РФ является достаточно сложной. Кроме собственно центрального аппарата, в его состав входят: территориальные ГУИН Министерства юстиции РФ (например, по Кемеровской области, Красноярскому краю и т. п.); Управления лесных исправительных учреждений Министерства юстиции РФ (в ряде случаев расположенные на территориях нескольких субъектов РФ); территориальные Управления (отделы) исполнения наказаний Министерства юстиции РФ (например, по Томской области, Костромской области и т. п.) и непосредственно учреждения и органы, исполняющие наказания (колонии-поселения, исправительные колонии общего, строгого и особого режима (в том числе и для лиц, отбывающих пожизненное лишение свободы), воспитательные колонии, лечебные исправительные учреждения, тюрьмы, следственные изоляторы (как в части исполнения наказаний в отношении отдельных категорий осужденных, так и в качестве структурного элемента уголовно-исполнительной системы) и система уголовно-исполнительных инспекций). Кроме того, в состав ГУИН Министерства юстиции РФ и его органов на местах входит болылое число учреждений, организаций, учебных заведений, научно-исследовательских центров, лечебно-оздоровительных баз и т. п. структур, призванных осуществлять обеспечивающие функции уголовно-исполнительной системы.

Служба судебных приставов организационно представлена центральным органом управления - Департаментом судебных приставов Министерства юстиции РФ, аналогичными службами в федеральных округах и субъектах РФ и 2635 подразделениями судебных приставов-исполнителей на местах.

Министерство обороны РФ исполняет в отношении осужденных военнослужащих следующие виды наказаний: лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, ограничение по военной, службе, арест, содержание в дисциплинарной воинской части. Командование воинских частей, где проходят службу военно-служащие, осужденные условно, осуществляет за ними контроль.

Уголовно-исполнительная система представляет наиболее многочисленную структуру, включающую большую численность учреждений, персонала, осужденных, подозреваемых 'и обвиняемых. На I января 2002 г. уголовно-исполнительная система Министерства юстиции РФ насчитывала: 1010 учреждений (исправительных колоний - 749, воспитательных колоний - 64, следственных изоляторов и тюрем - 197 (в том числе 13 тюрем), в которых содержалось в общей сложности 979 331 человек. Кроме того, в уголовно-исполнительной системе насчитывалось 1863 уголовно-исполнительные инспекции и в них стояло на учете 760 023 осужденных. Персонал уголовно-исполнительной системы насчитывает свыше 350 тыс. человек, включая как аттестованный состав, так и вольнонаемных работников.

Задачи уголовно-исполнительной системы определены Законом РФ от 21 июля 1993 г. № 5473-1. Они сформулированы в следующем виде:

— исполнение уголовных наказаний;

— обеспечение правопорядка и законности при исполнении уголовных наказаний, безопасности осужденных, персонала и граждан, находящихся на территории исправительных учреждений;

— привлечение осужденных к труду, общему и профессиональному обучению (там, где это возможно по условиям отбывания конкретного вида наказания);

— обеспечение охраны здоровья осужденных;

— содействие органам, осуществляющим оперативно-розыскную деятельность.

Задача исправления осужденных в Законе прямо не обозначена, но представлена опосредованно в виде принципа - интересы исправления осужденных не должны подчиняться цели получения прибыли от их труда (ст. 2).

Задачи уголовно-исполнительных инспекций определены постановлением Правительства РФ от 16 июня 1997 г. № 729 "Об утверждении Положения об уголовно-исполнительных инспекциях и норматива их штатной численности" (с изменениями и дополнениями от 20 февраля 1999 г.). Порядок создания уголовно-исполнительных инспекций как учреждений уголовно-исполнительной системы и определения их организационно-правового статуса устанавливается Министерством юстиции РФ (новая редакция п. 3 Положения об уголовно-исполнительных инспекциях).

На уголовно-исполнительные инспекции возлагается организация исполнения наказаний в виде: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью по месту жительства (работы) осужденного, обязательных работ по месту жительства (работы) осужденного, исправительных работ. Под контролем уголовно-исполнительных инспекций также находятся условно осужденные и женщины, имеющие отсрочку исполнения приговора.

К исполнению наказаний помимо специальных учреждений и органов привлекаются и иные субъекты, имеющие опосредованное отношение к этому процессу: администрация организаций, в которых работают осужденные; учреждения и органы, правомочные аннулировать разрешение на занятие определенной деятельностью; должностные лица и соответствующие органы, ранее присвоившие осужденным звание, классный чин или наградившие государственной наградой. К учреждениям и органам, исполняющим наказания, и не относятся, поскольку реализуют требования приговора, а не наказания в целом.

3.2. ПОРЯДОК УВЕДОМЛЕНИЯ О МЕСТЕ ОТБЫВАНИЯ НАКАЗАНИЯ

Статья 17 УИК РФ возлагает обязанность на администрацию учреждений и органов, исполняющих наказания, не позднее 10 дней со дня прибытия осужденного к месту отбывания наказания направить уведомление об этом одному из родственников осужденного по его выбору такое уведомление направляется почтой; кроме того, осужденный может лично сообщить о своем прибытии в конкретное учреждение телефону. В соответствии с ч. 7 § 2 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции РФ от 30 июля 2001 г. № 224, в направляемом администрацией уведомлении указывается почтовый адрес учреждения; перечень продуктов питания и предметов первой необходимости, которые можно получать осужденным в посылках, передачах или бандеролях; основные требования порядка переписки, получения и отправления денежных переводов, предоставления выездов, свиданий; сообщается о праве осужденных на телефонные разговоры.

3.3. ПОРЯДОК ПРИМЕНЕНИЯ К ОСУЖДЕННЫМ МЕР МЕДИЦИНСКОГО ХАРАКТЕРА

Статья 18 УИК РФ предусматривает применение к осужденным двух видов мер медицинского характера - принудительных и обязательных. Принудительные меры медицинского характера применяются в отношении осужденных, страдающих алкоголизмом или наркоманией либо психическим расстройством, не исключающим вменяемости. Эти меры могут применяться лишь на основании судебного решения, что и обусловливает принудительность их исполнения администрацией исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения.

Совершенно иной характер имеют медицинские меры, применяемые в форме обязательного медицинского лечения. Такое лечение назначается медицинской комиссией исправительного центра, арестного дома или исправительного учреждения, в котором отбывает соответствующее наказание осужденный; страдающий токсикоманией, ВИЧ-инфекцией, открытой формой туберкулеза, или если такой осужденный не прошел полного курса лечения венерического заболевания.

Хотя в ст. 18 УИК РФ речь идет о принудительных мерах медицинского характера (исходя из ее наименования), все же, таковыми являются меры в отношении осужденных, страдающих алкоголизмом, наркоманией или психическим расстройством, не исключающим вменяемости, так как они имеют силу судебного решения со всеми вытекающими отсюда последствиями как для самих осужденных, так и для администрации учреждения, в котором данные лица отбывают наказание. Что же касается выполнения решения медицинской комиссии учреждения, в котором отбывает наказание осужденный, страдающий одной из указанных в ч. 3 данной статьи болезней, то юридическая значимость решения иная, так как обращено оно лишь к самому осужденному, обязанному пройти предложенный курс лечения. Для осужденного данная обязанность является правовой, и ее невыполнение может повлечь для него применение всей системы предусмотренных УИК РФ мер дисциплинарного воздействия.

Принудительные меры медицинского характера (в том числе и обязательное лечение) в отношении осужденных, страдающих алкоголизмом, наркоманией, а также психическими расстройствами, не исключающими вменяемость, могут осуществляться в стационарных условиях или амбулаторно-стационарное лечение осуществляется в специализированных лечебно-профилактических учреждениях уголовно-исполнительной системы (больницы, специальные психиатрические и Туберкулезные больницы). Для содержания и амбулаторного лечения осужденных, больных открытой формой туберкулеза, алкоголизмом и наркоманией, образованы и функционируют специальные лечебные исправительные учреждения. Амбулаторное обязательное лечение осужденных может быть организовано и в медицинских частях исправительных учреждений, арестных домов и исправительных центров.

3.4. КОНТРОЛЬ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ И ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ЗА УЧРЕЖДЕНИЯМИ И ОРГАНАМИ, ИСПОЛНЯЮЩИМИ НАКАЗАНИЯ

УИК РФ детально регламентировал систему контроля за исполнением наказаний и иных мер уголовно-правового характера и деятельностью учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания. Прежде всего такой контроль осуществляют органы исполнительной власти и местного самоуправления по весьма широкому кругу вопросов, включая даже такие частные вопросы, как участие в работе комиссий исправительных учреждений по переводу осужденных с одних условий отбывания наказания в другие. Так, ст. 19 УИК РФ закрепляет это положение в общей форме: федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов РФ, а также органы местного самоуправления осуществляют контроль за деятельностью расположенных на их территории учреждений и ор-шов, исполняющих наказания; конкретные формы такого контроля закреплены в отдельных статьях настоящего Кодекса и в иных нормативных правовых актах.

В ст. 4 Закона "Об учреждениях и органах, исполняющих наказания в виде лишения свободы" эти полномочия определены следующим образом, они:

1) входят с предложениями или дают согласие на создание и ликвидацию учреждений, исполняющих наказания;

2) оказывают содействие в комплектовании квалифицированными кадрами персонала учреждений, исполняющих наказания;

3) создают учреждениям, исполняющим наказания, условия для их деятельности и привлечения осужденных к труду, а также обеспечивают реализацию гарантий правовой и социальной защиты персонала и членов семей персонала;

4) в случаях, не терпящих промедления, с уведомлением соответствующих территориальных органов уголовно-исполнительной системы привлекают для ликвидации последствий аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, эпизоотии и других чрезвычайных обстоятельств персонал дислоцированных в районах указанных событий учреждений, исполняющих наказания;

5) устанавливают для персонала дополнительные гарантии социальной защиты, не предусмотренные настоящим Законом, за счет соответствующих бюджетов.

Органы местного самоуправления определяют границы территорий, прилегающих к учреждениям, исполняющим наказания, и устанавливают режимные требования на этих территориях, а также осуществляют полномочия, предусмотренные пунктами 2-5 части первой настоящей статьи".

Следует отметить, что данные полномочия органы законодательной и исполнительной власти и органы местного самоуправления используют довольно активно, в том числе и в плане оказания разнообразной помощи учреждениям и органам, исполняющим наказания: освобождают от уплаты многих налогов, выделяют бесплатные ссуды и кредиты, передают в бесплатное пользование землю, леса, водоемы и многое другое.

3.5. СУДЕБНЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

В УИК РФ достаточно детально прописан судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания. Суд контролирует порядок исполнения наказаний при решении вопросов об условно-досрочном освобождении от отбывания наказания, о замене неотбытой части наказания более мягким видом наказания, об освобождении от наказания в связи с болезнью осужденного, об отсрочке отбывания наказания беременным женщинам и женщинам, имеющим детей в возрасте до четырнадцати лет, а также об изменении вида исправительного учреждения. При всех видах досрочного освобождения (за исключением освобождения по болезни) суд помимо всех прочих оснований освобождения в обязательном порядке принимает во внимание поведение осужденного во время отбывания наказания и с учетом этого обстоятельства принимает решение об освобождении. При освобождении осужденного по болезни в первую очередь суд принимает наличие такого вида тяжелой болезни, который препятствует дальнейшему нахождению осужденного в исправительном учреждении, поведение осужденного при этом учитывается лишь как сопутствующее обстоятельство. Изменение вида исправительного учреждения целиком определяется поведением осужденного, в зависимости от которого суд принимает решение о направлении его в исправительное учреждение с более мягким или более строгим видом наказания.

Уголовно-исполнительное законодательство России в настоящее время предусматривает и иную форму судебного контроля за исполнением наказания - это рассмотрение жалоб осужденных на действия администрации исправительного учреждения. Речь прежде всего идет о п. 3 ст. 104 УИК РФ, которая предусматривает возможность осужденным в случае несогласия с решением администрации учреждения об исключении из общего трудового стажа определенной части времени его оплачиваемого труда во время отбывания наказания обжаловать такое решение в суд.

В процессе отбывания наказания суд имеет право изменять содержательную часть приговора или корректировать порядок его исполнения. Например, в соответствии со ст. 31 УИК РФ суд может отсрочить или рассрочить уплату штрафа до одного года. В случае ухудшения материального положения осужденного суд может снизить размер удержаний из заработной платы осужденного (п. 7 ст. 44 УИК РФ). Суд может продлить осужденному условно испытательный срок (п. 3 ст. 190 УИК РФ). Суду предоставлено также право установить, продлить или отменить во время исполнения наказания принудительные меры медицинского характера, применяемые к осужденным. Законодательством предусмотрены и иные возможности суда "вмешиваться" в процесс исполнения наказания и изменения содержания приговора.

Судебный контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется и в других формах. Учреждения и органы, исполняющие наказания, обязаны уведомлять суд, вынесший приговор, о начале и месте отбывания осужденными ограничения свободы, ареста, содержания в дисциплинарной воинской части; лишения свободы и об исполнении наказаний в виде штрафа; лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; лишения специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград; обязательных работ, исправительных работ, ограничения по военной службе, конфискации имущества, смертной казни. В случае обнаружения отступлений от требований приговора при его исполнении суд, его вынесший, реагирует в формах, установленных законодательством Российской Федерации.

3.6. ВЕДОМСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Наиболее обширным является ведомственный контроль, осуществляемый в соответствии со ст. 21 УИК РФ вышестоящими органами и должностными лицами Министерства юстиции РФ и Министерства обороны РФ за деятельностью подведомственных им органов и учреждений, исполняющих наказания. Этот контроль осуществляется в различных формах: плановые, контрольные и внеплановые инспекторские проверки; обобщение опыта работы по направлениям деятельности; проверки по фактам происшествий, заявлениям и жалобам осужденных и иных лиц; ознакомление с работой аппарата управления при посещении учреждений и органов, исполняющих наказания, руководителями вышестоящих органов управления и прием представителей персонала и осужденных по личным вопросам и др. Формы реагирования на выявленные недостатки в ходе такого контроля могут быть самые разнообразные (проведение совещаний, игр, учений; оказание конкретной помощи администрации и отдельный заявителям; составление разнообразных планов устранения недостатков; укрепление кадрового состава и соблюдение служебной дисциплины и др.).

3.7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ЗАКОННОСТЬЮ ПРИ ИСПОЛНЕНИИ УГОЛОВНЫХ НАКАЗАНИЙ

Статья 22 УИК РФ определяет, что прокурорский надзор за соблюдением законов администрацией учреждений и органов, исполняющих наказания, осуществляется Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами в соответствии с Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации".

В соответствии с п. 2 ст. 1 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации" в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государств прокуратура Российской Федерации осуществляет надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и применяющих назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. В соответствии с этой же статьей данного Закона прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов судебными приставами.

Глава 4 данного Закона посвящена надзору за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказания и назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу. Она состоит из трех статей. При осуществлении данного вида надзора устанавливается законность нахождения лиц в местах содержания задержанных, предварительного заключения, исправительных и иных органах и учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, назначаемые судом. Прокуроры определяют также соблюдение установленных законодательством Российской Федерации прав и обязанностей задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, порядка и условий их содержания. Прокуратура также осуществляет надзор за законностью исполнения наказаний, не связанных с лишением свободы. Все эти направления деятельности прокуратуры входят в предмет надзора (ст. 32 Закона).

При осуществлении надзора полномочия прокурора достаточно обширные. Он имеет право посещать в любое время указанные выше органы и учреждения; опрашивать задержанных, заключенных под стражу, осужденных и иных лиц, подвергнутых мерам принудительного характера; знакомиться с документами, на основании которых эти лица задержаны, заключены под стражу, осуждены либо подвергнуты мерам принудительного характера, с оперативными материалами. Прокурор вправе требовать от администрации создания условий, обеспечивающих права задержанных, заключенных под стражу, осужденных и лиц, подвергнутых мерам принудительного характера, проверять соответствие законодательству Российской Федерации приказов, распоряжений, постановлений администрации проверяемых органов и учреждений; требовать объяснения от должностных лиц, вносить протесты и представления; возбуждать уголовные дела или производства об административных правонарушениях. При этом следует иметь в виду, что до рассмотрения протеста действие опротестованного акта администрацией учреждения приостанавливается. При выявлении нарушений прокурор вправе отменять дисциплинарные взыскания, наложенные на лиц, заключенных под стражу, осужденных; немедленно освобождать их своим постановлением из штрафного изолятора, помещения камерного типа, карцера, одиночной камеры, дисциплинарного изолятора. Прокурор или его заместитель обязан немедленно освободить своим постановлением каждого содержащегося без законных оснований в учреждениях, исполняющих наказания и меры принудительного характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному заключению или помещенного в судебно-психиатрическое учреждение.

Постановления и требования прокурора относительно исполнения установленных законом порядка и условий содержания задержанных, заключенных под стражу, осужденных, лиц, подвергнутых мерам принудительного характера либо помещенных в судебно-психиатрические учреждения, подлежат обязательному исполнению администрацией, а также органами, исполняющими приговоры судов в отношении лиц, осужденных к наказанию, не связанному с лишением свободы.

В целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 25' Закона о прокуратуре РФ объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона. В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке. Имеются и другие формы прокурорского реагирования на допущенные нарушения законодательства и иных нормативных правовых актов.

Надзор за исполнением наказаний прокуратура осуществляет и в иных направлениях: участвует в проведении амнистий, в рассмотрении дел в суде об условно-досрочном освобождении, о досрочном освобождении от отбывания наказания осужденных женщин, имеющих детей в возрасте до четырнадцати лет, о замене наказания в виде лишения свободы более мягким видом наказания, об освобождении от отбывания наказания по болезни, об изменении вида исправительного учреждения и ряда других вопросов (проводят приемы осужденных, рассматривают их жалобы и др.).

3.8. СОДЕЙСТВИЕ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОБЪЕДИНЕНИЙ В РАБОТЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

Наряду с контролем и надзором со стороны государственных органов действует система контроля со стороны общественных объединений, трудовых коллективов и отдельных граждан. Ранее участие общественности в контроле за деятельностью администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, и оказание ей содействия в исправлении осужденных в нормативных правовых актах (в том числе и на уровне уголовно-исполнительного законодательства) было отрегулировано достаточно четко. Это относилось в основном к работе наблюдательных комиссий и комиссий по делам несовершеннолетних, которые в деятельности исправительных учреждений занимали особое место, являясь не только контролирующими органами, но и оказывая существенную помощь в налаживании работы этих учреждений, в том числе и по линии шефских организаций и оказанию помощи освобождаемым по успешной их адаптации на свободе. Следует, к сожалению, констатировать, что эта работа практически прекратилась, а сами наблюдательные комиссии перестали функционировать; новая правовая база для них еще не создана. Дело в том, что УИК РФ нигде не упоминает о таких формированиях, употребляя термин "общественные объединения". Исключение наблюдательных комиссий из арсенала средств общественного контроля было бы неправильным, так как они имеют длительную историю своего существования, характеризуемую только положительными качествами; они были ликвидированы лишь во времена культа личности, когда деятельность исправительной системы была засекречена, что в принципе исключало любой общественный контроль. Применительно к общественным объединениям (а их круг исключительно широк, вплоть до правозащитных и религиозных организаций) следует выделить две функции, которые на них могут быть возложены. Все виды общественных объединений могут оказывать содействие в работе учреждений и органов, исполняющих наказания, и принимать участие в исправлении осужденных. Однако контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания, могут осуществлять лишь определенные в законодательстве Российской Федерации организации. В этом случае речь может идти о наблюдательных комиссиях и комиссиях по делам несовершеннолетних либо организациях подобного типа. Сейчас, например, при воспитательных колониях образованы попечительские советы, обладающие и некоторыми контрольными функциями. Попытки отдельных депутатов и правозащитников подготовить закон о контроле за деятельностью органов и учреждений, осуществляющих задержание, заключение под стражу, исполняющих наказания в виде ареста, ограничения свободы и лишения свободы, со стороны общественных объединений вот уже в течение трех с лишним лет оканчиваются неудачей. Это связано с разным видением проблемы такого контроля правозащитными организациями и органами исполнительной и законодательной власти. Многие общественные объединения, различные фонды (в том числе и зарубежные) оказывают учреждениям и органам, исполняющим наказания, существенную помощь в обеспечении осужденных медицинскими и лекарственными препаратами, учебными пособиями и канцелярскими принадлежностями, участвуют в пополнении библиотечного фонда, доставляют одежду, обувь, продукты питания и другие необходимые для жизнеобеспечения предметы. Особо следует отметить благотворительную помощь, оказываемую рядом международных организаций (например, "Врачи без границ") в организации лечения осужденных, больных туберкулезом (причем достаточно эффективного лечения). Религиозным просвещением осужденных занимаются различные конфессии, и, прежде всего Русская православная церковь. Ряд общественных объединений оказывает осужденным правовую помощь, защищая их нарушенные права.

3.9. ПОСЕЩЕНИЕ УЧРЕЖДЕНИЙ И ОРГАНОВ, ИСПОЛНЯЮЩИХ НАКАЗАНИЯ

В системе контроля существенное место отводится посещению учреждений и органов, исполняющих наказания, высшими должностными лицами Российской Федерации и ее субъектов, представителями депутатского корпуса, а также работниками средств массовой информации. В ст. 24 УИК. РФ детально регламентируется порядок таких посещений: в одних случаях - отсутствуют какие-либо ограничения; в других - такие посещения ограничиваются рамками тех территорий, на которых располагаются учреждения и органы, исполняющие наказания, в третьих - требуется специальное разрешение (как, например, для представителей средств массовой информации и иных лиц, желающих посетить какое-либо конкретное учреждение). Такое разрешение дает администрация учреждения или органа, исполняющего наказания, либо вышестоящие органы управления.

Без специального разрешения посещать учреждения и органы, исполняющие наказания, имеют право:

1) Президент РФ;

2) Председатель Правительства РФ;

3) Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации;

4) президенты, главы органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

5) члены Совета Федерации и депутаты Государственной думы Федерального собрания РФ, а также депутаты законодательного (представительного) органа субъекта РФ, уполномоченные на то Государственной думой или законодательным (представительным) органом субъекта РФ;

6) Генеральный прокурор РФ, а также уполномоченные им прокуроры и прокуроры, осуществляющие надзор за исполнением наказаний на данной территории;

7) главы органов местного самоуправления в пределах соответствующей территории;

8) должностные лица вышестоящих органов управления уголовно-исполнительной системы;

9) судьи судов, осуществляющих судопроизводство на территориях, где расположены учреждения и органы, исполняющие наказания;

10) депутаты и члены комиссий, осуществляющих контроль за деятельностью учреждений и органов, исполняющих наказания.

Указанные лица в пределах своих полномочий при посещении рождений и органов, исполняющих наказания, имеют право заходить во все помещения, знакомиться с необходимыми документами, встречаться и беседовать с любыми лицами как из среды осужденных, так и персонала; проверять боеготовность специальных служб, уровень подготовки сотрудников. Посещение может заканчиваться подведением определенных итогов работы посещаемого учреждения, возможны и другие формы ознакомления с результатами посещения. По результатам посещения могут составляться соответствующие планов мероприятий по устранению выявленных недостатков, по развитию определенных сфер и направлений деятельности (производственной, финансовой, воспитательной, образовательной и т. п.). Так посещения указанных лиц всегда являются событием в учреждении, исполняющем наказания, имеющим, как правило, долговременное значение в жизни его коллектива.

Все иные категории лиц, желающие посетить учреждения и органы, исполняющие наказания, предварительно должны получить на разрешение администрации либо вышестоящего органа управления поено-исполнительной системы.

При посещении органов и учреждений, исполняющих наказания, особенно представителями средств массовой информации, возникает в ряде случаев необходимость в кино-, фото- и видеосъемках осужденных, их интервьюировании, однако все это может быть осуществлено лишь с письменного согласия самих осужденных. Если такие емки касаются объектов, обеспечивающих охрану и безопасность осужденных, то они могут быть также осуществлены лишь с письменного согласия администрации учреждения или органа, исполняющего наказания.

ЛЕКЦИЯ 4.

Share
Tags :
06.04.2017