Образование за рубежом

Социально-психологические особенности формальных и неформальных групп

Контрастность свойств и качеств.

Схожесть и взаимодополнения (комплиментарность) качеств взаимодействующих работников.

Схожесть качеств необходимо, например, при формировании экипажей самолетов или судов, при работе на конвейере с заданным темпом; комплиментарность — при разработке проектов (фантазия, креативность, широта мышления одних дополняется трезвостью, уравновешенностью и прагматизмом оценок других);

Этот механизм совместимости встречается довольно редко и обнаруживается, в основном, лишь тогда, если у всех работников наблюдается ярко выраженная направленность к общей коллективной цели. В этом случае работники с контрастными качествами полнее отображают и воспринимают реальность, например, чрезмерный оптимизм одних работников в возможностях реализации цели снижают пессимисты, которые готовят группу к худшего варианту развития событий;

3) гомеостазис— саморегулирование системы, которая обеспечивает поддержку равновесия с помощью обмена информацией; перераспределение ролей и функций, которая имеет целью стойкость и эффективность групповой деятельности.

Явление гомеостазиса наиболее ярко наблюдается в высоко мотивированных, сплоченных коллективах и обнаруживается, в частности, в том, что группа под влиянием требований ситуации гибко реагирует на нее, самая перераспределяет функции ее членов, выполняет работу отсутствующих (например, больных), выискивает скрытые резервы.

Как было отмечен выше, по характеру внутренних связей группы делятся на:

- формальные (создаются предприятием и имеют определенные цели);

- неформальные (создаются на основе общих интересов индивидов).

Формальная группа создается по воле руководителя и предусмотрена в структуре предприятия для выполнения конкретных задач. Среди формальных групп выделяют:

- команды - соподчиненные группы руководителя-лидера и его сотрудников;

- рабочие (целевые) группы - создаются с целью и на время выполнения определенных задач;

- комитеты - специальные и постоянные группы, каким делегированные отдельные полномочия относительно управления, координации деятельности и т.п.

Признаки команды:

- команда имеет общие черты с группой (история, нормы, будущее и т.п.), однако в команде более постоянный персонал, более четкое распределение обязанностей, более ясная и формальная цель;

- члены команды воспринимают участие в команде как вознаграждение;

- команда стремится к достижению общей цели;

- члены команды действуют одинаково;

- в команде удовлетворяются потребности личности в уважении, успеха, причастности.

Геннадий Зайков, председатель правления AT “Сумиобленерго”, считает, что для борьбы, с кризисом нужна сильная управленческая команда, своеобразный отряд менеджеров быстрого реагирования. В команду Гєннадія попали те, кто обнаружил себя в сложных ситуациях. Преимущество отдается молодым, энергичным людям с высшим экономическим образованием, которые рационально мыслят. Вместе с тем, возраст и запись в дипломе — критерии не обязательные. Намного важливішим есть твердость характера, готовность принимать и реализовывать радикальные решения, идти с командой даже на непопулярные меры. “Опыт работы — не синоним профессионализма, — говорит Геннадий. — Мне не нравится, если работник как доказательство собственной правоты произносит фразу: “Так я на этом предприятии уже 35 лет!”. Новый человек, который быстро и самостоятельно входит в курс дела, представляет для меня более, большую ценность, чем старожил компании, которая не может адаптироваться к условиям работы, которые изменяются”.

Неформальные группы формируются спонтанно для удовлетворения тех индивидуальных потребностей работников, которые по тем ли другим причинам не удовлетворяются в рамках формальной группы (потребности в причастности; в понимании причин принятых решений; в защите; в общении; в информации).

Различают следующие социологические и организационные причины создания неформальных групп:

- социальное отличие (например, между рабочими и служащими);

- четко очерченные централизация и формализованность организационной структуры (анонимность больших коллективов усиливает стремление к созданию небольших групп, способных дать ощущения уверенности и безопасности);

- недостаток информации, через который работники используют несанкционированные информационные каналы (это может вызвать слухи и привести к изменению информации);

- отрицательные контакты между работниками и руководством, в особенности в условиях авторитарного и дистанционного управления, если возникает опасность выбора группой неформального руководителя, который занимает сильную позицию благодаря собственным способностям или личным качествам.

Особенности неформальных групп:

1) их величина, как правило, не превышает 7-8 лиц;

2) индивиды общаются один с одним непосредственно;

3) отношения людей построены на единстве интересов и стабильности связей в рамках группы и вне ее;

4) неформальные группы неоднородны, они имеют свою структуру, в которой есть лидер (вследствие определенных личных качеств он пользуется авторитетом и способный предоставлять более-менее осознанное влияние на поведение своих товарищей);

5) неформальные группы постоянно контролируют поведение каждого своего члена. Сила этого влияния очень большая. Психологические исследования показали, что хорошие отношения членов неформальной группы работники часто ценят больше, чем формальные поощрения официального руководителя.

Неформальные группы делятся на:

1. Группы интересов, формируются для реализации определенного общего интереса (например, для выдвижения руководству требований относительно своевременной выплаты зарплаты или ее повышение). Как правило, такие группы самоликвидируются, если удовлетворяются их интересы.

2. Дружеские группы: формируются на основе личных симпатий. Членство в таких группах осуществляется в зависимости от установления или разрыва дружеских связей.

Функции неформальных групп:

- конструктивные функции (помогают гуманизировать работу, приспособить организацию работы к потребностям и ожиданию людей);

- деструктивные функции (могут вступать в конфликт с целым предприятием, отвлекать внимание и энергию рабочих, оказывать содействие развитию конфликтов и снижать эффективность работы в целом). Неформальные группы могут положительно влиять на деятельность предприятия, усиливая сплоченность или мотивацию членов группы.

В некоторых случаях они ведут борьбу за власть. Учитывая то что, с одной стороны, невозможно, а с другой б нежелательно бороться с неформальными объединениями и препятствовать их образованию, задача руководства состоит в анализе структуры “неформалов”, применении мероприятий по развитию групп, которые положительно влияют на деятельность предприятия, и блокирование тех, чье влияние имеет отрицательные следствия для деятельности предприятия вообще.

Руководство предприятия должно оказывать содействие интеграции неформальных и формальных групп с целью выполнения производственных задач.

Отличия между неформальными и формальными группами приведены в табл. 4.1

Таблица 4.1 - Отличия неформальных и формальных групп

Показатель сравнения Неформальная группа Формальная группа
Общие взаимоотношения Неофициальные Официальные
Основные концепции Власть и политика Права и обязанности
Основное внимание К человеку К должности
Источник власти, лидер Выходит из группы Делегируется руководством
Регулятор поведения Нормы Правила
Источник управления Санкции Вознаграждения и штрафы

Директор компании “А-Скрин” Литвинович О. отметил: “Неформальное общение проявляет те наши человеческие качества, которые в обычном ритме рабочего дня прячутся за деловыми качествами. Естественно, что неформальный подход объединяет коллектив, создает атмосферу доверия, как между работниками, так и между персоналом и руководством. Среди собственных рецептов установления неформальных отношений, а также стимулирование персонала, могу привести опыт игры в пейнтбол, пикники на природе, застолье, в конце концов. А материальные стимулы мы начали применять только в этом году”.

Share
Tags :
06.04.2017