Жилищное право

Методы оценки стратегической гибкости

Внешняя и внутренняя гибкость компании

Сущность стратегической гибкости

Тема 10. Стратегическая гибкость фирмы

В условиях глобальной экономики компании сталкиваются с большим количеством позитивных и негативных неопределённостей внешней среды. Условия российского рынка отличаются высокой скоростью происходящих изменений и противоречивостью наблюдаемых тенденций. Существенный вклад в развитие противоречий вносит стремление к глобальным масштабам бизнеса и развитие новых технологий, каждый фактор несёт как новые возможности, так и новые риски.

В условиях неопределённости наблюдается развитие адаптивных способностей организации, что делает процесс получение информации о внешней и внутренней среде практически непрерывным, при этом наблюдается рост потребностей принятия обоснованных стратегических решений подкреплённых эмпирическими исследованиями. Формирование стратегии в условиях изменчивой среды не может опираться на традиционные или так называемы «жесткие» концепции. Условия среды могут привести к ситуациям, когда достижение заданной цели будет бессмысленно либо невозможно предусмотренными методами. Изменчивая среда вызывает развитие инноваций для обеспечения конкурентных преимуществ на рынке. Здесь под инновацией следует понимать совершенствование и трансформацию процессов так или иначе связанных с деятельностью организации. Однако в первую очередь под инновацией понимают процессы разработки и вывода на рынок новых товаров. Подобные инновации дают организации конкурентные преимущества и позволяют доминировать в новом секторе рынка.

Для ускорения процесса адаптации организации может быть использована концепция накопления компетенций, что приводит к усилению роли процесса обучения и переходу на его более высокий уровень обучения, сопровождающийся более сложными и творческими процессами, требующими проведения исследований. Таким образом, исследования становятся частью процесса позволяющего организациям заниматься самообучениям, в области реагирования на воздействия окружающей среды. Таким образом, стратегическая гибкость – это умение разрабатывать и адекватно корректировать стратегию в ответ на внутренние и внешние изменения.

Внутренняя гибкость это обеспечение такой внутриорганизационной координации, при которой мощности, материальные, профессиональные и управленческие ресурсы организации могут быть легко и быстро переведены из одной бизнес единицы в другую. Высшая степень гибкости – это полная финансовая ликвидность: быстрый перевод всех ресурсов фирмы в деньги. Но этот путь возможен только для очень небольшого круга фирм с низкой капиталоёмкостью и невысокими требованиями к техническому уровню. Большинство фирм могут повысить свою внутреннюю гибкость лишь в меру той мобильности, которая обеспечена свойствами технологий, квалификацией персонала, характеристиками оборудования, зданий, складских запасов итп.

Внешняя и внутренняя гибкость противоречит друг другу. Насколько фирма диверсифицирует свою внешнюю базу, настолько же падает возможность переключения её внутренних ресурсов.

Частота неожиданного возникновения стратегических проблем постоянно возрастает. Неожиданность – это всегда нарушение сложившегося порядка. Нельзя точно знать произойдёт ли она и когда именно. Поэтому трудно и подчас даже невозможно заранее подготовиться к неожиданности так, как обычно готовиться к прогнозируемым явлениям и тенденциям.

Если фирма хочет быть готовой к неожиданностям благоприятного характера либо снизить свою стратегическую уязвимость то в дополнение к сопоставлению набора СЗХ в ближних и далёких перспективах, необходимо использовать принцип стратегической гибкости.

Распределение риска на внешнем фронте включает следующие действия:

1. Анализ того, что ни от одной своих СЗХ, зон стратегических ресурсов и групп влияния, фирма не зависит настолько, чтобы ей угрожали серьёзные потрясения

2. Анализ того что взаимодействие СЗХ, ресурсов и групп не создаёт уязвимости чтобы возникновение одной стратегической проблемы могло нанести фирме значительный ущерб ударив одновременно по нескольким СЗХ.

Проблемы стратегической уязвимости можно решить выбирая такие стратегические зоны хозяйствования, зоны стратегических ресурсов и группы влияния, которые зависят от различных технологий, и требую разнородных экономических, культурных, политических условий, так, что неожиданные события в одной области не смогут тяжело сказаться на другой. Достижение максимальной гибкости или негибкости зависит также от оптимизации соотношения прибыли и объёмов продаж путём балансирования набора по комбинациям различных фаз жизненного цикла. По мере того как в результате диверсификация деятельности фирмы размеры её вложений в отдельные СЗХ сокращаются, соответственно сокращаются и максимально возможные размеры прибыли, которые фирма может получить в каждой СЗХ.

Доля продаж Доля прибылей Доля притока денежной наличности Доля капиталовложений
Главная СЗХ
Первые две СЗХ
Первые три СЗХ
Неожиданность СЗХ-1 СЗХ-… Итого
Уровень влияния
a
Вероятность
(0-1)b
Значимость
c
Перспектива
d
a b c d c d
1.
2.
3.
4.
Итого:

Оценка стратегической гибкости состоит из нескольких этапов:

1. В нём необходимо вписать в первый столбец таблицы (неожиданности) перечень наиболее существенных для фирмы неожиданностей, которые могут оказать влияние на деятельность компании.

2. Оценка потенциального влияния каждой неожиданности, при этом оценивается влияние на каждую СЗХ бальной оценкой от 0 до 10.

По каждой строке делается оценка, как вероятности возникновения, так и времени возникновения неожиданности.

Столбец с определяется произведением вероятности на уровень влияния каждой неожиданности

3. Производится оценка гибкости по каждой СЗХ путём подведения итогов по каждому столбцу.

4. Суммирование данных по строке. Сумма по столбцу значимость для каждой СЗХ даёт оценку устойчивости данной СЗХ ко всем возможным воздействиям, а сумма граф значимости по горизонтали даёт оценку устойчивости всего набора СЗХ по отношению к конкретной неожиданности

5. Установление ориентировочных показателей гибкости для всего набора СЗХ фирм. Этот показатель может быть установлен следующим способом:

a. Определить максимальную долю прибыли фирм, которая может быть получена в СЗХ с определённым уровнем нестабильности.

b. Установление максимальной доли прибыли, которой фирма может рисковать в случае стратегической неожиданности.

Share
Tags :
06.04.2017