Охота и Рыбалка

ПОДГОТОВКА К СУПЕРВИЗИИ И ЕЕ ОСНОВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ

Литература

Виды профессиональной супервизии

Тема 3. Индивидуальная супервизия

Выводы и заключения

Дерево решений

Дерево решений– представление в виде схемы доступных альтернатив и их возможных последствий.

Хотя такие схемы можно использовать и вместо таблиц окупа­емости, особенно полезны они при анализе ситуаций, когда необходимо последовательное принятие решении. Например, сначала выбирается строительство малой производственной мощности, затем обнаруживается, что спрос намного выше, чем ожидалось. В этом случае менеджеру придется, вероят­но, принимать второе решение: более интенсивно использовать имеющиеся мощности или вводить дополнительные.

Дерево решений состоит из ряда узлов и исходящих из них ветвей. Квадраты обозначают пункты принятия решений, а кру­ги — возможные события. Дерево «прочитывается» слева направо. Ветви, исходящие из квадратных узлов, обозначают альтернативы; ветви, исходящие из круглых узлов, — возможные события . (т.е. возможные условия).

После того как дерево решения построено, оно анализиру­ется справа налево, т.е. начинать надо с последнего принятого решения. Для каждого решения выбирается альтернатива с наи­большим показателем отдачи (или с наименьшими затратами). Если за принятием решения следует несколько возможных ва­риантов событий, выбирайте альтернативу с наибольшей пред­полагаемой прибылью (или с наименьшей предполагаемой ве­личиной затрат).

Принятие решения — ключевая часть управления производ­ством и операциями.

Теория решения — это общий подход к принятию решения. Теория решения включает различные приемы, которые можно классифицировать. Наглядные графические инструменты для ана­лиза решаемых проблем — различные виды графических зависи­мостей, дерево решений и др.

S-кривые развития технологий и кривые обучения часто име­ют стратегическое значение при выходе предприятия на рынок, особенно в тех случаях, когда предприятие надеется быстро завое­вать свою нишу. Увеличение доли рынка позволяет создать допол­нительный объем выпуска, уменьшить себестоимость единицы продукции и в процессе этого приобрести дополнительные конку­рентные преимущества.

2. Организационная структура по внедрению механизма супервизии в области социального обеспечения

3. Подготовка к супервизии и ее основные формы и методы

4. Индивидуальная супервизия

  1. Кулаков, С. А. Практикум по супервизии в консультировании и психотерапии / С. А. Кулаков. // СПб. : Речь, 2002. – 236 с.
  2. Лотова, И. П. Психологические условия эффективности профессиональной деятельности работников социальных служб / И. П. Лотова. – М.: Союз, 1999. – 127 с.
  3. Орел, В. Е. Синдром психического выгорания личности / В. Е. Орел. – Москва: Ин-т психологии РАН, 2005. – 330 с.
  4. Сыманюк, Э. Э. Психология профессионально обусловленных кризисов / Э. Э. Сыманюк; Рос. акад. образования; Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж, НПО МОДЭК, 2004. – 320 с.

1. ВИДЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СУПЕРВИЗИИ

Профессиональная супервизия может осуществляться несколькими способами. Основными видами, рекомендуемыми для использования на начальном этапе внедрения механизма супервизии в области социальной поддержки, являются:

- формальная индивидуальная супервизия;

- групповая супервизия.

Индивидуальная супервизия

Индивидуальная супервизия – это работа, которая осуществляется социальным ассистентом супервизором, обладающим опытом работы, в отношении коллег с меньшим опытом работы в данной сфере.

Целью индивидуальной супервизии является развитие и укрепление профессиональных навыков супервизируемого сотрудника, а также осуществление мониторинга качества предоставляемых им социальных услуг.

Индивидуальная супервизия предоставляет супервизируемому сотруднику возможность получать систематические индивидуальные консультации, которые соответствуют его личным профессиональным потребностям. Супервизуемый социальный ассистент получает помощь:

· в развитии своих способностей работать с социально незащищенными людьми,

· в определении наилучших способов самостоятельной работы,

· в повышении уверенности в собственных силах,

· в открытом обсуждении проблем, с которыми он сталкивается.

Супервизор обеспечивает продолжительность процесса, укрепляет новые знания и объясняет сотрудникам, как эти знания нужно применить в новых ситуациях, помогая им самим раскрыть эти возможности. Руководство со стороны супервизора помогает сотрудникам подняться на новый уровень компетентной независимости.

Индивидуальная супервизия представляет собой постоянную профессиональную связь между супервизуемым сотрудником и супервизором. В развитии данного процесса, ответственность принадлежит обоим участникам.

Центральным моментом в процессе индивидуальной супервизии является анализ работы, которую проводит социальный ассистент, ведущий дело социально незащищенного пациента. Супервизору необходимо удостовериться в том, что социальный ассистент применяет метод ведения дела во всех приемлемых случаях и в соответствии со стандартной методологией.

Потребности супервизуемого лица в непрерывном повышении квалификации и в профессиональной поддержке могут быть выявлены эффективнее при анализе:

· отдельных случаев работы с людьми, которые нуждаются в социальной помощи,

· в процессе индивидуальных бесед о работе супервизуемого сотрудника,

· о его проблемах, связанных с предоставлением социальных услуг и с его положением в организации и сообществе.

Индивидуальная супервизия производится во время встреч супервизора и супервизуемым сотрудником, организуемых в соответствии с совместно составленным планом, но не реже чем один раз в 2-3 месяца, а также по необходимости. По завершении каждого совещания по супервизии, необходимо составить Отчет совещании в котором должны быть указаны:

· имя супервизуемого сотрудника,

· место и время проведения совещания,

· обсуждавшиеся вопросы,

· рекомендации,

· дата и время проведения следующего совещания по супервизии.

Очень важно, чтобы все отчеты совещаний по супервизии были подписаны всеми участниками – супервизором и супервизуемыми сотрудниками.

Преимущества индивидуальной супервизии:

· предоставляет супервизуемому сотруднику индивидуальный подход;

· облегчает обсуждение проблем, связанных с некомпетентностью, о которой социальный ассистент стесняется сказать на групповых совещаниях;

· предоставляет возможность сохранять конфиденциальность в особо проблематичных случаях;

· лучше подходит для работы:

- с более стеснительными сотрудниками,

- с сотрудниками с недостаточной уверенностью в собственных силах,

- с сотрудниками, которые находятся на этапе профессиональной адаптации.

2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ПО ВНЕДРЕНИЮ МЕХАНИЗМА СУПЕРВИЗИИ В ОБЛАСТИ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Внедрение механизма профессиональной супервизии в области социального обеспечения предполагает необходимость создания соответствующей организационной структуры и разграничения обязанностей по административным уровням.

На национальном yровне. Министерство социальной политики отвечает за разработку концепции профессиональной супервизии в области социального обеспечения, процедур супервизии, методических указаний и других документов, а также за обеспечение формирования навыков супервизии у сотрудников, в обязанности которых входит супервизия.

На областном уровне. На областном уровне, как правило, создаются следующие службы:

1. Служба социальной помощи;

2. Служба ухода на дому.

Профессиональная супервизия в рамках службы социальной помощи

Основная цель службы социальной помощи состоит в усовершенствовании профессиональных навыков областных/районных социальных ассистентов и поддержке членов команды социальных работников, созданной на региональном/местном уровне, для обеспечения и предоставления качественных социальных услуг.

Как правило, в состав службы социальной помощи входят:

a. Начальник службы социальной помощи (по 1 единице на каждое административно-­территориальное образование);

b. Областные/районные социальные ассистенты, выполняющие обязанности по супервизии (2-4 человека, в зависимости от числа территориальных единиц). Каждый областной супервизор осуществляет супервизию 7-9 районных социальных ассистентов;

c. Социальные ассистенты (1 единица на 5000 жителей в городах и до 3000 жителей в сельской местности, но не меньше 1 единицы в каждом районе).

Супервизия в рамках службы социальной помощи проводится по двум уровням:

1. супервизия областных/районных социальных ассистентов со стороны супервизоров;

2. супервизия супервизоров со стороны Начальника службы социальной помощи.

Начальник службы социальной помощи может делегировать обязанности по супервизии областным/районным социальным ассистентам, соответствующим следующим критериям отбора:

a. Образование: Диплом об окончании высшего учебного заведения со специализацией в области социального обеспечения либо социально-гуманитарных наук / диплом о среднем специальном образовании со специализацией в области социального обеспечения / образование, полученное на курсах обучения в области социального обеспечения.

b. Опыт работы: предпочтительно 2 года опыта работы в системе социальной защиты.

c. Другое:

· моральные качества;

· коммуникативные навыки;

· способность работать по требуемой программе;

· знание компьютера и опыт работы в программах Windows.

При отборе супервизоров во внимание принимаются:

- уровень профессиональной компетентности специалиста,

- желание социального ассистента взять на себя обязанности по супервизии,

- географическое расположение ассистента в каждой области/районе,

- возможности передвижения от одного пункта занятий к другому и в областной/районный центр,

- наличие телефонной связи.

В настоящее время, рассматривается идея неформальной супервизии в целях предоставления вновь принятым на работу районным социальным ассистентам поддержки в процессе профессиональной интеграции. Для этого будут формироваться коллегиальные пары, в которых более опытный районный социальный ассистент, будет консультировать вновь принятого на работу социального ассистента.

График мероприятий по супервизии в рамках службы социальной помощи

Исходя из сложившегося опыта, рекомендуется, по меньшей мере:

1. один раз в 2-3 месяца наносить визиты на места в целях наблюдения за каждым областным/районным социальным ассистентом, подлежащим супервизии;

2. один раз в месяц проводить большое групповое заседание на областном уровне (при участии всех районных социальных ассистентов и Начальника службы социальной помощи);

3. один раз в месяц проводить малое групповое заседание на районном уровне (при участии супервизора и районных социальных ассистентов, подлежащих супервизии;

4. остальные связи поддерживать по мере необходимости.

Отчетность о мероприятиях в рамках службы социальной помощи осуществляется:

a. областным/районным социальным ассистентом – супервизору;

b. супервизором – Начальнику службы социальной помощи;

c. Начальником службы социальной помощи – Начальнику управления социальной защиты.

Для обеспечения и использования всех районных ресурсов, в целях получения специализированных консультаций для решения сложных ситуаций, в которых находятся пациенты социальной службы, Начальник службы социальной помощи, либо областной/районный социальный ассистент направляют дела, находящиеся под их наблюдением, специалистам Управления социальной защиты для консультации.

Условия работы

Для выполнения обязанностей по супервизии необходимо предоставить социальному ассистенту-супервизору следующие условия:

- телефон/доступ к телефону,

- финансовые средства для нанесения визитов на места (командировок) в целях наблюдения,

- офисные принадлежности.

Профессиональная супервизия в рамках службы ухода на дому.

Формальная (индивидуальная) супервизия в рамках службы ухода на дому проводится Начальником службы. Неформальная (групповая) супервизия вновь принятых на работу социальных работников проводится опытными социальными работниками.

Начальники службы ухода на дому проходят курсы обучения методике профессиональной супервизии. Мероприятия по супервизии должны соответствовать типовым процедурам, разработанным и утвержденным Министерством социальной политики.

График мероприятий по супервизии в рамках службы ухода на дому.

Мероприятия по супервизии социальных работников включают:

a. один раз в неделю – визиты на места в целях наблюдения (согласно критериям и задачам, установленным супервизором);

b. один раз в месяц – групповое заседание на районном уровне (при участии всех социальных работников и Начальника службы ухода на дому);

c. остальные связи поддерживаются по мере необходимости.

Отчетность о мероприятиях в рамках службы ухода на дому осуществляется:

a. социальным работником – Начальнику службы ухода на дому;

b. Начальником службы ухода на дому – Начальнику (заместителю начальника) управления социальной защиты.

В плане создания и наращивания потенциала единой команды по социальной защите на региональном уровне, особую значимость приобретает установление сотрудничества между службой социальной помощи и службой ухода на дому. Это сотрудничество должно быть направлено на:

a. подбор способов сотрудничества между социальным ассистентом и социальным работником на региональном уровне в плане выявления и оценки нуждающихся в социальной помощи, их поддержке, мобилизации служб для решения проблем различных социальных категорий граждан;

b. расширение зоны предоставления социальных услуг, удовлетворяющей потребности нуждающихся в этом граждан – жителей региона, и обеспечение доступа всех категорий граждан к социальным услугам;

c. предоставление социальным ассистентом профессиональной поддержки социальному работнику в процессе совместной работы.

В целях повышения уровня эффективности профессиональной супервизии и расширения зоны предоставления услуг, удовлетворяющих потребности персонала с различными уровнями компетентности в профессиональной поддержке, рассматривается вопрос о вовлечении специалистов Управления социальной защиты, обладающих необходимым опытом, в предоставление профессиональных консультаций региональным социальным ассистентам и социальным работникам. Таким образом, региональные социальные ассистенты и социальные работники будут иметь возможность связываться с определенными специалистами напрямую, либо, через супервизора, или Начальника службы социальной помощи и Начальника службы ухода на дому. Такая связь планируется с:

· ведущим специалистом по проблемам семей с детьми, находящимися в рискованном положении;

· специалистом по защите прав ребенка;

· ведущим специалистом по проблемам лиц преклонного возраста и с ограниченными возможностями;

· специалистом-координатором по проблемам выделения материальной помощи социально уязвимым лицам.

В целях мотивирования региональных социальных ассистентов к выполнению обязанностей по супервизии, Министерство социальной политики рекомендует применять различные категории оплаты труда по отношению и к региональному социальному ассистенту, и по отношению к районному социальному ассистенту-супервизору.

а) Подготовка к супервизии

Предварительная подготовка к процессу супервизии заключается в фиксации необходимых фрагментов практической работы с супервизируемым:

- интервью и определение текущего состояния дел супервизируемого;

- выделение сильных и слабых сторон в его деятельности;

- заключение контракта на супервизию;

- информирование супервизируемого о целях и последовательности избранных методов супервизионного вмешательства или коррекции его деятельности;

- проведение собственно супервизии;

- подведения итогов работы.

Между супервизором и супервизируемым заключается супервизорский контракт – документ, составленный в форме единовременного или долгосрочного договора между супервизором и супервизируемым (в случае групповой супервизии – между супервизором и каждым участником групповой супервизии). Контракт скрепляется личными подписями супервизора и супервизируемого. Непременным условием контракта является соблюдение конфиденциальности информации и личностно-профессиональных качеств супервизируемого.

В предварительном супервизорском контракте необходимо оговаривать все рабочие моменты супервизии в том числе и оплачиваемое время супервизора (анализ представленных супервизору материалов обычно занимает 1,5 часа, продолжительность обсуждения с супервизируемым – 1 час при индивидуальной работе и 2 часа – при групповой работе, оформление заключения – 0,5 часа).

В большинстве случаев постановка цели автоматически определяет уровень, форму и вариант супервизии, форму и объем представляемого материала, а также форму заключения. Предусмотренный в контракте уровень супервизии будет, как правило, зависеть не только от запроса супервизируемого (группы супервизируемых), но также и от опытности супервизора.

При планировании формы и объема материала супервизор имеет право запрашивать для супервизии материалы предыдущих сессий или занятий с одним и тем же супервизируемым в динамике супервизии.

Супервизор обязан подготовить и провести супервизию таким образом, чтобы не возникало недоразумений и трудностей на пути к повышению качества самостоятельной работы у супервизируемого.

Например, он может задать ряд вопросов супервизируемому по поводу его образования, поинтересоваться слабыми и сильными сторонами его профессиональной деятельности, сталкивался ли он ранее с супервизорской консультаций и оправдала ли она его надежды?

· Как супервизируемый оценивает свои профессиональные качества как социального работника?

· Проходил ли он курс индивидуальной или групповой супервизии?

Информация об супервизируемом в начале цикла обучения помогает супервизору сориентироваться и выбрать форму и вариант проведения супервизии.

б) Формы супервизии

Очная –это вариант ко-терапии* с обсуждением очно наблюдаемой супервизором работы супервизируемого немедленно после окончания занятия (индивидуального или группового) или прерыванием супервизорского сеанса и управлением событиями по мере необходимости.

*Ко-терапия – сотрудничество супервизоров, разных или равных по уровню, когда супервизорскую сессию ведет не один психолог, а два и более.

Присутствие ко-терапевта (супервизора) на сессии согласовывается с супервизируемым и членами супервизируемой группы.

В зависимости от временных, пространственных и личностных параметров различают несколько вариантов очной (или «живой») супервизии:

· временная (немедленная или отсроченная) супервизия;

· пространственная (внутри или снаружи помещения) супервизия;

· личностная (с присутствием или без присутствия пациента) супервизия.

Существует еще одна разновидность очной групповой супервизии, когда супервизируемый со сложным случаем в работе приходит на консультацию, и супервизор должен быть готов к дискуссии в составе группы.

Правила работы группы заключаются в организации супервизором индивидуальных заданий (например, один участник фокусируется на нарушениях в работе социального работника, другой – на особенностях стиля общения и т.д.). Задача супервизора руководить групповым процессом и суммировать полученные данные. Преимущество этого метода заключается в приобретении равного уровня компетентности среди членов группы.

В последние годы приобрела популярность также организация наблюдательной или отражающей команды. Она может посылать сообщения в комнату, где проходит супервизия, входить, поддерживать, а иногда оппонировать супервизору. Такая команда иногда формируется таким образом, чтобы ее участники могли заменить супервизора на следующей сессии или эмоционально вовлекаться в интервью с супервизируемым. Члены наблюдательной команды могут быть привлечены также для генерации идей и гипотез, а в отдельных случаях – способов супервизорских вмешательств. При таком подходе сочетаются обучение, повышение квалификации и тренинг. Причиной популярности этого метода в супервизии служит «групповое осознание» проблем супервизируемого.

Положительные стороны очной супервизии:

· меньше временных и материальных затрат;

· лучший контакт супервизора с супервизируемым и большая степень доверия к супервизору;

· сочетание обучения и повышения квалификации.

Недостатки:

· подавление спонтанности супервизируемого, излишняя "включенность" супервизора в контакт с пациентом, снижающая качество восприятия и анализа текущей информации от супервизируемого;

· зависимость супервизора от опытного коллеги и подкрепление его пассивной позиции;

· вторжение в конфиденциальность супервизии; разрыв естественного течения занятия;

· механизация процесса супервизии, нарушение границ между супервизором и супервизируемым.

Заочная супервизия считается наиболее оптимальной ее формой. Супервизируемый, исходя из предварительной договоренности с супервизором, предоставляет ему те или иные материалы своей профессиональной деятельности (индивидуальной, групповой). Результаты могут быть представлены в виде устного доклада (обычно для групповой супервизии) о каком-либо одном случае в работе с пациентами или серии случаев, в виде стенограммы, аудио- или видеозаписи.

Очно-заочная супервизия – специфическая форма супервизии. Она осуществляется группой супервизоров-ко-терапевтов, находящихся в соседнем кабинете и наблюдающих работу супервизируемого через зеркальное стекло. Супервизируемый, в любой момент занятия, испытывая трудности, по предварительной договоренности, может проконсультироваться с супервизорами по телефону. Группа супервизоров в данном варианте не только проводит текущую супервизию, но и участвует в выработке заключения и рекомендаций для супервизируемого. В некоторых случаях супервизор может присутствовать на супервизии очно. Как правило, этот метод используется редко.

Основными методами, которыми пользуется супервизор для качественного проведения супервизии, являются:

· метод поясняющего наблюдения;

· событийный метод;

· фокус-анализ;

· пятиэтапная модель интервью и другие.

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится по фомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или поясняющее наблюдение. Цель такого наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее направления:

1) Общая характеристика социальной ситуации, включающая такие элементы, как:

- сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и т.д.);

- правила и нормы, регулирующие состояние объекта в целом (формальные и общепринятые, но не закрепленные в инструкциях или распоряжениях);

- степень саморегуляции объекта наблюдения (в какой мере его состояние определяется внешними факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить типичность наблюдаемого объекта в данной ситуации, относительно других объектов и ситуаций:

- экологическая среда;

- область жизнедеятельности;

- общественная, экономическая и политическая атмосфера;

- состояние общественного сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники социальных событий. В зависимости от общей задачи наблюдения их можно классифицировать:

- по демографическим и социальным признакам;

- по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий, сфера досуга);

- относительно статуса в коллективе или группе (руководитель коллектива, подчиненный, администратор, общественный деятель, член коллектива...);

- по официальным функциям в совместной деятельности на изучаемом объекте (обязанности, права, реальные возможности их осуществления, правила, которым они следуют строго и которыми пренебрегают...);

- по неофициальным отношениям и функциям (дружба, связи, неформальное лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и социальные интересы субъектов и групп:

- общие и групповые цели и интересы;

- официальные и неформальные;

- одобряемые и не одобряемые в данной среде;

- согласованность интересов и целей.

5) Структура деятельности со стороны:

- внешних побуждений (стимулы);

- внутренних осознанных намерений (мотивы);

- средств, привлекаемых для достижения целей (по содержанию средств и по моральной их оценке);

- по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная, спокойная);

- по практическим результатам деятельности (материальные и духовные продукты).

6) Регулярность и частота наблюдаемых событий:

- по ряду указанных выше параметров;

- по типичным ситуациям, которые ими описываются.

Наблюдение по такому плану позволяет более хорошо разобраться в объекте наблюдения. По собранным предварительным данным уточняются задачи наблюдения. Некоторые стороны наблюдаемых событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.

Событийный (биографический) метод – способ исследования, диагностики, коррекции и проектирования жизненного пути супервизируемого. Метод, основан на изучении личности в контексте ее личной истории и перспектив развития ее индивидуального бытия и взаимоотношений с другими людьми. Он направлен на реконструкцию жизненных программ и сценариев развития супервизируемого как личности, на изменение пространственно-временной, деловой, семейной организации, изменения духовной жизни в условиях конкретной природной и социальной среды.

Если в своей диагностике супервизор обращается лишь к проявлениям индивидуально-психологических особенностей того или иного супервизируемого и этим ограничивается, то полученный таким способом психологический «портрет» предстает в определенной степени искаженным, поскольку не учитывает внутреннее состояние личности, влияние социальной среды. К внутренним факторам диагностики относят:

· здоровье,

· индивидуальные особенности,

· социальные аспекты;

к внешним:

· диагностику социума,

· семьи,

· производственного коллектива,

· внешкольных учреждений,

· средств массовой информации и др.

Социальная диагностика – это область социальных знаний супервизора, связанных с разработкой методологии и методики для точной оценки свойств, состояний или уровня социального развития, достигнутого супервизируемым индивидом или группой.

В качестве объекта диагностической оценки может выступать практически все – начиная от ощущений отдельного человека, взаимодействия людей, групп в определенном социуме – до анализа социальных институтов, влияющих на развитие человека или человечества.

Реалистическая оценка супервизируемого и диагноз супервизора служат основой для принятия решений. Необходимо понимать природу социальных потребностей клиента, их причины, мотивацию и возможности супервизируемого. На основе правильно поставленного диагноза супервизор выносит суждение о том, что следует изменить, поддержать или укрепить в отношениях между супервизируемым индивидом или группой и окружающей средой. Супервизору необходимо также выяснить причины возникновения ситуации, требующей вмешательства. Супервизируемый должен сделать выводы из полученных результатов и соотнести их с предложениями об оказании возможной помощи.

Метод фокус-групп (или фокус-анализа), как и другие качественные методы исследования позволяет найти ответы на вопрос «Почему?», т.е.

«Почему люди поступают именно так?».

«Почему они выбирают именно эти услуги?»,

«Почему им нравится такая социальная реклама?» и т.д.

Таким образом, данный метод применяется при изучении мотиваций потребителей социальных услуг, намерений, ценностных ориентаций, моделей выбора социального поведения, а также исследования креативных концепций в социальной работе.

В то же время, метод фокус-групп имеет свои особенности и преимущества перед другими методами качественных исследований, в частности, перед методом глубинных интервью. В ходе фокус-групп возникает взаимодействие между супервизируемыми, которое только управляется супервизором. Эта специфика имеет очень важные последствия для результатов супервизии:

· Во-первых, в группе всегда найдется человек, готовый более откровенно высказывать свое мнение, чем остальные, что вызывает ответную откровенность у других участников группы.

· Во-вторых, участники фокус-групп находятся в условиях социального равенства, в отличие от ситуации интервью, где всегда есть некоторое дистанцирование респондента и интервьюера.

· В-третьих, в ходе групповой дискуссии, супервизируемые как бы бросают вызов друг другу и отвечают на этот вызов, что обеспечивает вовлеченность в дискуссию и спонтанность ответов. Все эти факторы очень стимулируют дискуссию, и позволяют получить супервизору больше полезной информации.

· Кроме этого, на фокус-группах супервизируемые, как правило, высказывают мнения, которые характерны для социальной группы в целом.

Таким образом, фокус-группы позволяют супервизируемому получить, с одной стороны, более широкий спектр реакций, мнений и установок. С другой стороны, высказанные в ходе фокус-групп мнения более или менее репрезентативны по отношению к исследуемой социальной группе. В этом отличие и большое преимущество фокус-групп.

Основными шагами пятиэтапной модели интервью являются следующие:

1. установление контакта с клиентом;

2. сбор информации по проблеме;

3. формулирование желаемого результата;

4. выработка альтернативных решений;

5. обобщение.

Эта модель наиболее распространена в практике психологического консультирования. Она удобна, прежде всего, в силу своей универсальности, поскольку ее можно насытить любым содержанием. Пятиэтапная модель интервью может быть использована:

· для семейного консультирования,

· для решения проблем родительско-детских отношений,

· для решения проблем личностного роста,

· для решения проблем, связанных с выбором, и множества других.

Share
Tags :
06.04.2017