Музыка

Таксономия дидактических целей

В практике обучения цели часто формулируются расплывчато и декларативно, заменяются содержанием программного материала либо целями деятельности преподавателя.

В современной психолого-педагогической литературе встречается понятие «таксономия целей». Слово «таксономия» греческого происхождения: «taxis» - расположение по порядку, «nomos» - закон. Поэтому под «таксономией целей» следует понимать классификацию и систематизацию целей по определенному признаку.

Поиск закономерностей для систематизации целей в педагогическом процессе всегда привлекал внимание психологов и педагогов. Одна из первых педагогических таксономий – «таксономия целей обучения» - была разработана американским ученым Б. Блумом и его последователями. В дальнейшем появилась «таксономия Дж. П. Гилфорда».

Для того чтобы оказать помощь преподавателю в формулировании диагностичных целей обучения (и в конечном итоге - облегчить планирование учебного процесса и выработку процедур оценки), американские ученые под руководством Б. Блума разработали таксономии учебных целей в познавательной, эмоциональной и психомоторной сферах деятельности учащихся (таксономия целей обучения - систематизация целей обучения, в основе которой лежит последовательность уровней усвоения учебного материала).

Таксономия педагогических целей представлена в таблице 1.

Таблица 1 - Таксономия педагогических целей в познавательной сфере

Уровни учебных целей Конкретные действия учащихся, свидетельствующие о достижении данного уровня
1. Знание
Этакатегория обозначает запоминание и воспроизведение изученного материала - от конкретных фактов до целостной теории.
- воспроизводит термины, конкретные факты, методы и процедуры, основные понятия, правила и принципы.
2. Понимание
Показателемпонимания может быть преобразование материала из одной формы выражения - в другую, интерпретация материала, предположение о дальнейшем ходе явлений, событий.
- объясняет факты, правила, принципы;
- преобразует словесный материал в математические выражения;
- предположительно описывает будущие последствия, вытекающие из имеющихся данных.

Продолжение таблицы 1

3. Применение
Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях.
- применяет законы, теории в конкретных практических ситуациях;
- использует понятия и принципы в новых ситуациях.
4. Анализ
Эта категория обозначает умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала структура.
- вычленяет части целого;
- выявляет взаимосвязи между ними;
- определяет принципы организации целого;
- видит ошибки и упущения в логике рассуждения;
- проводит различие между фактами и следствиями;
- оценивает значимость данных.
5. Синтез
Эта категория обозначает умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной.
- пишет сочинение, выступление, доклад, реферат;
- предлагает план проведения эксперимента или других действий;
- составляет схемы задачи.
6. Оценка
Эта категория обозначает умение оценивать значение того или иного материала.
- оценивает логику построения письменного текста;
- оценивает соответствие выводов имеющимся данным;
- оценивает значимость того или иного продукта деятельности.

Тема 2 Содержание профессионального образования и обучения; федеральный и региональный компоненты государственных образовательных стандартов подготовки рабочих в отрасли (по отраслям)

Содержание образования и содержание обучения - наиболее важные компоненты процесса подготовки специалистов. Какими бы разнообразными и эффективными ни были формы, методы и средства обучения, насколько бы эффективной ни была технология обучения, если неправильно определены содержание образования и содержание обучения, невозможно обеспечить хорошее качество подготовки специалистов. Целенаправленное и квалифицированное формирование содержания образования и содержания обучения - залог успешной подготовки специалистов и высокого уровня образованности выпускников учебного заведения.

Содержание образования обусловлено целями и потребностями общества и выражается в требованиях к системе знаний, умений и навыков выпускника, к его мировоззренческим, гражданским и профессиональным качествам, к уровню развития его познавательных способностей и потребностей.

Содержание образования - это тот заданный (желаемый) результат, который формулируется в требованиях к выпускнику учебного заведения. В Государственном образовательном стандарте по специальности он выражен в виде требований к уровню общей образованности (мировоззренческим, гражданственным и профессиональным качествам) и требований к знаниям и умениям выпускника учебного заведения, освоившего ту или иную образовательную программу.

Содержание образования - это категория, обозначающая требования к конечному результату учебной деятельности, т.е., к результату, достигнутому к моменту завершения учебного заведения. Имеются в виду требования к знаниям, умениям и навыкам выпускников учебного заведения, к уровню их общей образованности, широте кругозора, уровню интеллектуального развития, сформированности познавательных потребностей и интересов, готовности к самостоятельному умственному труду, профессионально значимым личным качествам. Эти требования задаются обществом, зависят от уровня его развития и изменяются с развитием науки, культуры, производства, общества.

В свернутом виде они выражены в форме нормативных документов - квалификационных требований к специалисту, в более развернутом - в виде моделей специалистов.

Требования к уровню подготовленности специалиста в свернутом виде представлены в Государственном образовательном стандарте по специальности.

Являясь моделью, эти требования в значительной мере формализованы, несут в себе наиболее существенные обобщенные признаки. Содержание образования - это цель, которую должно реализовать учебное заведение в отношении каждого будущего специалиста. Реализации этой цели и служит содержание обучения.

Содержание обучения выступает по отношению к содержанию образования как средство по отношению к цели. В качестве содержания обучения выступают учебная информация и комплекс задач, заданий и упражнений, обеспечивающие в совокупности потенциальные возможности усвоения определенной системы знаний, овладения определенной системой умений и навыков, формирования определенных мировоззренческих, гражданственных и профессионально значимых личных качеств.

В свернутом виде содержание обучения представлено в виде учебного плана, более развернуто - в учебных программах, полно оно раскрывается в содержании учебников, учебных пособий, дидактических материалов, в сообщении учебной информации преподавателем.

В Государственном образовательном стандарте по специальности содержание обучения дается в виде наименования учебных дисциплин и состава дидактических единиц (основных разделов и тем учебных дисциплин). На той или иной ступени подготовки оно должно учитывать уровень образования, полученный учащимися на предыдущих ступенях (преемственность в содержании обучения), и наращивать, дополнять, повышать уровень образования.

Дидактическую модель учебного предмета, выделяют два блока:

· основной, включающий то содержание, ради которого учебный предмет введен в учебный план;

· блок средств (или процессуальный), обеспечивающий усвоение знаний, формирование умений (общих, интеллектуальных, специальных, трудовых), развитие и воспитание.

В профессиональной подготовке специалистов ведущим компонентом обучения являются дисциплины, ориентированные на обучение профессиональной деятельности, а главным конечным результатом - способность, готовность к успешному выполнению профессиональной деятельности.

При формировании содержания образования устанавливается состав знаний, умений и навыков, профессионально значимые личные качества, которые должны приобрести студенты в процессе обучения. При формировании содержания обучения определяется состав предъявляемой учащимся учебной информации в виде дидактических единиц (учебных элементов) и комплекс задач, заданий и упражнений, направленных на формирование соответствующих умений и навыков, а также некоторых личностных качеств,

Упомянутые подходы нашли свое отражение в Государственном образовательном стандарте специальности, где отдельно сформулированы требования к уровню общей образованности, знаниям, умениям и навыкам выпускника и указаны наименования учебных дисциплин, их разделов и тем.

В современных условиях большие права в формировании содержания образования и содержания обучения предоставлены учебным заведениям: они самостоятельно разрабатывают учебные планы и учебные программы, руководствуясь Государственным стандартом и опираясь, если считают необходимым, на примерный учебный план и примерные учебные программы.

Share
Tags :
06.04.2017