Покупка и выбор продуктов

Инновационный менеджмент в сервисной деятельности

Инновационные подходы к проектированию технологий сервиса

Процесс

Главная цель маркетинга – определить нужды и потребности рынка, чтобы организация могла разработать услуги для обеспечения желаемой удовлетворенности. Это касается также разработки процесса и системы поставки услуг в области процесса выполнения. Окончательно услуги и процессы, которые их создают, отражают то, как координируются все факторы маркетинга-микс, создавая ценность для покупателя.

Недостаточное внимание к процессу приводит к плохому качеству услуг и к потребительской неудовлетворенности. В сфере услуг процесс, который создает услугу, важен для покупателя так же, как и результат, особенно когда он присутствует во время оказания услуги. Например, совершенно выполненное лечение корневого канала зуба дантистом не даст удовлетворения клиенту, если ему придется долго ждать или дантист будет груб во время операции, а офисный персонал не объяснит процедуру лечения и не проявит сочувствия к боли и дискомфорту клиента.

Маркетинг и процесс выполнения разделяют ответственность за положительный результат покупки и поддержание соответствующего качества услуги. Таким образом, задачи маркетинга включают разработку процесса услуги и часто ответственность за контроль качества [6].

Инновация (нововведение, новшество) есть результат деятельности по обновлению, преобразованию предыдущей деятельности, приводящей к замене одних элементов другими. Этот термин может иметь различные значения в разных контекстах, и выбор их зависит от конкретных целей исследования или анализа.

Результатом инновационной деятельности является продукт, технология, научное знание и т. п., которые являются новыми для индивида, организации или рынка и эффективно удовлетворяют имеющуюся или новую потребность.

Инновационный процесс – это процесс возникновения, разработки и диффузии нововведений, т. е. последовательная цепь событий, в ходе которых инновация вызревает от идеи до конкретного продукта или услуги и распространяется при практическом использовании [2].

Инновационный менеджмент – это вид научно-технической, социально-экономической и предпринимательской деятельности, направленный на достижение целей организации на основе эффективной организации инновационных процессов и рационального использования ресурсов. Феномен инновационного менеджмента заключается в том, что это единственный в своем роде процесс, объединяющий науку, технику, экономику, предпринимательствои управление.

Инновационный менеджер – специалист, профессионально занимающийся управленческой деятельностью в конкретной области функционирования инновационной организации [2].

Диффузия (распространение инноваций) – процесс, посредством которого нововведение передается по коммуникационным каналам. Скорость диффузии зависит от способа передачи информации, свойств самого нововведения, формы принятия решения и др.

Рыночная ситуация представляет собой конкретное состояние воспроизводства в определенных временных географических рамках, складывающееся под воздействием следующих основных факторов: наличие и использование ресурсов; емкость рынка и его структура; соотношение спроса и предложения и динамика цен на рынке.

В качестве инновации в сфере услуг выступает результат инновационной деятельности (сервисный продукт, технология или ее отдельные элементы, новая организация сервисной деятельности и др.), который способен более эффективно удовлетворять общественные потребности.

Услуга считается новой, если она впервые предлагается данному рынку и (или) отличается потребительскими свойствами от ранее оказываемой услуги. Прогрессивность формы обслуживания характеризуется новой сферой применения, сокращением времени на получение услуги и созданием оптимальных удобств для потребителей. Прогрессивные формы обслуживания позволяют привлечь к существующим услугам новых потребителей.

К базисным нововведениям относятся новые виды услуг и формы обслуживания заказчиков, которые могут изменять внутреннее содержание организации на основе требований потребителей по интересам производителей, структуру инновационного процесса и параметры нововведений в процессе диффузии [2].

Кроме того, имеются частичные инновации, усовершенствующие некоторые звенья и аспекты процесса обслуживания.

Воздействие потребителя на параметры нововведения в процессе диффузии объясняется включением заказчика в процесс предоставления услуг как инициатора идей по возможному удовлетворению своих нужд и запросов. Степень участия потребителя в инновационном процессе способствует интеграции их запросов с интересами производителей. Главным мотивом ориентации инновационного процесса на потребителя является реализация интересов организации в достижении своих целей, определяемых увеличением прибыльности процесса оказания услуг и стабильности рыночных позиций. Изменение требований рынка и влияние конкуренции способствует диффузии нововведений в сферы производства и потребления.

К основным инновациям, характерным для сферы сервиса, следует отнести [2]:

— разработку целевых комплексов специального технологического оборудования, средств диагностики и контрольно-измерительных приборов, инструмента, обеспечивающих сокращение сроков и повышение качества ремонта по всему технологическому циклу основных и вспомогательных работ;

— разработку новых приборов, приспособлений, устройств инструмента, в том числе в условиях ремонта на дому у заказчика;

— поиск наиболее эффективных форм организации труда и методов хозяйствования;

— разработку конкретных предложений по организации эффективной системы инновационного менеджмента.

Инновационные процессы – вне зависимости от формального определения – рассматриваются как процессы, охватывающие всю научно-техническую, производственную, маркетинговую деятельность и, в конечном счете, ориентированные на удовлетворение конкретных потребностей. Повышение эффективности производства услуг и обслуживания потребителей предполагает такую целенаправленную, предпринимательскую по своему характеру деятельность, которая включает в себя поиск идей, их генерирование и содействие их реализации.

Социально-экономический механизм инновационной деятельности определяется как система средств и способов воздействия на инновационный процесс с целью его ориентации на повышение эффективности деятельности организации и более полное удовлетворение потребностей населения в услугах сервиса.

— в зависимости от предметного содержания инноваций в сфере сервиса предлагается следующая их типология организационно-технологические – внедрение новых видов услуг, прогрессивных форм обслуживания потребителей;

— создание новшеств с приоритетом социальных целей;

— технические – рассматриваются как развертывающийся во времени процесс создания, освоения и распространения инноваций в области техники и технологии;

— управленческие – ориентированы на любое целенаправленное изменение внутренней среды организации с учетом внешнего окружения на основе использования принципов, методов и форм менеджмента;

— комплексные – реализация взаимосвязанных новшеств.

Характерной особенностью организационно-технологических нововведений является удовлетворение определенных потребностей как у производителей, так и потребителей сервисных услуг. Новые услуги и прогрессивные формы обслуживания потребителей разрабатываются, как правило, в научно-исследовательских организациях или отдельных предприятиях и в дальнейшем осваиваются в системе сервиса. Большое значение в освоении новых видов услуг придается анализу рынка и комплексному исследованию всей совокупности потребительских характеристик услуг, возможности распространения, конкурентоспособности [2].

Эффективность комбинированной (комплексной) формы обслуживания заключается в предложении максимального количества услуг на одном месте при обеспечении минимального расхода времени потребителей. В потреблении выявляется, в какой мере новые виды услуг и формы обслуживания соответствуют потребностям, вскрываются недостатки в производстве и несоответствие производства потребительским запросам.

Нововведения в сфере сервиса имеют социальную направленность. Возможности повышения уровня жизни населения определяются темпами освоения нововведений, ориентированных на социальные результаты, а многие аспекты формирования уровня и образа жизни населения складываются под воздействием достижений науки и техники.

Инновационная деятельность неразрывно связана с процессом постоянного возникновения, развития и разрешения определенных противоречий.

Основное противоречие инновационной деятельности в сфере сервиса, которое обладает объективным характером, возникает между потребностями населения в услугах сервиса и возможностями их удовлетворения социально-экономическими результатами новшеств. Социальные и экономические потребности стимулируют развитие соответствующих видов деятельности, и, получая удовлетворение, обеспечивают рост как экономической, так и социальной сферы производства.

Инновационный процесс как объект управления имеет ряд объективных закономерностей: вероятный характер освоения новшеств по срокам, затратам и результатам, осложняющий планирование процессов нововведений; определенные противоречия между интересами участников освоения новшеств; недостаточная предсказуемость успеха и возможность отклонения от планируемого результата

Большое влияние на процесс внедрения нововведений оказывает степень возможного риска. В процессе разработки и внедрения нововведений риск означает, что конечный объект новшества может не иметь требуемых характеристик по одному или нескольким параметрам. Например, суммарные затраты на реализацию новшества превысят установленные величины затрат, а конечный результат не будет получен к назначенному сроку.

Риск воспринимается в организациях не как абстрактная категория, а весьма конкретно. Это обстоятельство оказывает влияние на недостаточную заинтересованность предприятий в нововведениях. Новшество нередко вступает в противоречие с состоянием производственной системы в целом, что иногда приводит к полному невосприятию инноваций. Сложившиеся интересы, боязнь неопределенности – все это препятствует освоению нововведений [2].

Новые виды услуг и формы обслуживания населения могут выступать как новый способ удовлетворения сложившихся общих потребностей не всех своих потребителей, а лишь какой-то части из них. В этом случае их потребительная стоимость характеризуется локальной рыночной новизной. С этих позиций весь процесс нововведения целиком и полностью подчинен общественным потребностям, выраженным соотношением спроса и предложения, структурой издержек, нормой прибыльности, но ограничен возможностями тех организаций, в рамках которых он происходит. Таким образом, главная особенность инновационного процесса в сфере сервиса заключается в том, что основным источником новшеств являются потребности рынка в новых услугах, однако данное утверждение не отрицает НИОКР как возможные источники нововведений и составляющие инновационного процесса.

В процессе пробного распространения (тестирования) услуг следует выяснить отношения потенциальных потребителей к новым услугам; соответствие их свойств потребительским предпочтениям и развивающимся потребностям; диапазон потребительских оценок по отдельным характеристикам услуг; вероятностную емкость рынка в динамике на эту услугу. Фирме важно уловить реакцию потребителя на новшество с тем, чтобы внести коррективы в концепцию услуги. При положительных результатах тестирования фирма может приступить к реализации новых услуг во всех своих структурных подразделениях.

Рыночные исследования необходимо вести в течение всего процесса освоения новшества, чтобы быть уверенным, что предлагаемая услуга отвечает требованиям потребителей [2].

Share
Tags :
06.04.2017