Знакомства

Виды управленческих решений

Функции решения в организации процесса управления

Функции и типология управленческих решений

Под функциями управленческого решения будем понимать последовательность взаимосвязанных непрерывных действий, которые составляют процесс выработки, принятия и реализации управленческого решения.

К функциям решения можно отнести:

· констатация наличия проблемы и существования спо­соба ее решения;

· разработка альтернативных вариантов решения;

· прогнозирование результатов;

· синтез критерия оценки эффективности решения;

· принятие решения;

· инициация конкретного действия по решению кон­кретной проблемы;

· обеспечение исполнения и контроля.

Таким образом, функции решения в организации про­цесса управления подчеркивают, что принятие решения является процессом, связывающим основные функции управлениям.

Отсюда все многообразие управленческих решений. Это могут быть решения:

· по развитию, маркетингу, производству, менеджменту (по видам бизнес - процессов),

· планирова­нию, организации, мотивации, контролю (по функциям управления),

· И, наконец, могут быть решения:

· по распределению власти в организации,

· разрешению конфликтов;

· по тем ролям, которые следует (не следует) играть самому менеджеру, и ролям, выполнения которых менеджер ожидает от других.

Перечень функций решения показывает, что оно (решение) может быть признано всеобъемлющим понятием, является одним из основных понятий и состав­ляющих действий менеджмента.

Классификация решений позволяет изучить их особен­ности и выбрать наиболее эффективные в условиях кон­кретной задачи. Однако,в связи со

· сложностьюусловий(числа влияющих факторов),

· целей принятиярешений,

· тре­бований и структуры решения,

создать простую и четкую их классификацию представляется проблематичным. Поэтому могут существовать и существуют различные классификации управленческих решений [7].

I. Прежде всего, по природе и специфике способов воздей­ствия на объект управления можно выделить решения

· поли­тические,

· экономические,

· технические (конструкторские, тех­нологические).

Cразу же необходимоотметитьтесную взаимосвязь и взаимозависимость «политические - экономи­ческие - технические решения».

II. При другом подходе можно классифицировать решения по числу влияющих на него субъектов (активных сторон) ре­шения:

· один субъект - определяющие решения (внутренние решения ОПС, решения органов власти и т.д.);

· два и более субъектов - конкурентные решения:

· один субъект решения и природа - адаптирующиерешения.

III.По технологии разработки решений выделяют следующие типы решений.

· Запрограммированное решение есть результат реализации определенной последовательности шагов или действий (алго­ритма принятия решения), подобных тем, что предприни­маются при решении математического уравнения.

Как пра­вило, число возможных альтернатив ограничено, и выбор должен быть сделан в пределах направлений, заданных ор­ганизацией (например, решение о приеме на работу).

· Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структу­рированы или сопряжены с неизвестными факторами. По­скольку заранее невозможно составить конкретную последо­вательность необходимых шагов, руководитель должен разработать процедуру принятия решений.

К числу незапро­граммированных можно отнести решения с высокой степе­нью творчества, например, какими должны быть цели ор­ганизации, как улучшить продукцию и т. п.

IV. В соответствии с прогнозной эффективностью можно выделить, прежде всего, ординарные и синергические решения.

· Ординарные решения - это решения, при которых эф­фективность расходования ресурсов на единицу полученного эффекта соответствует нормам и нормативам, принятым для рассматриваемой отрасли, вида деятельности.

Среди ординарных могут быть выделены следующие типы решений:

· неэффективные, не позволяющие решить проблему;

· рациональные, т.е. позволяющие решить проблему;

· оптимальный вариант решения - вариант, позво­ляющий решить проблему наилучшим в определенном кри­терием смысле образом или построить наилучшую систему в определенном критерием смысле.

· Синергические решения - это решения, при которых эффективность расходования ресурсов на единицу получен­ного эффекта резко возрастает, то есть эффект носит явно выраженный непропорционально возрастающий характер.

Синергические решения появляются, например, при разработке новых интенсивных технологий или комплексировании элементов систем или операций.

Поскольку эффект наиболее часто выражают в денежной форме, то часто синергический эффект обнаруживается в финансовой сфере.

В фи­нансовом менеджменте синергические решения называют эф­фектом рычага или левереджем.

Показатель синергии управленческого решения может включаться в состав крите­рия оценки эффективности, в частности, как дополнитель­ный параметр эффекта.

· Асинергическими условимся называть решения, приво­дящие к непропорциональному снижению эффективности системы и (или) операции.

V. По степени важности учета временных ограничений на разработку, принятие и исполнение решений можно выделить следующие типы решений:

· решения в реальном масштабе времени - это решения, принимаемые и реализуемые достаточно быстро, чтобы кон­тролировать и управлять объектом, в том числе и при воз­никновении нештатных ситуаций управления.

Представляется воз­можным выделить из решений в реальном масштабе време­ни кризисные решения.

Известен перевод слова кризис как момент принятия решений.

В соответствии с этим, кризиснымусловимся называтьрешение, принимаемое в мо­мент, соответствующий моменту перехода объекта управле­ния в область неуправляемых или недопустимых состояний.

· решения, принимаемые в течение одного из этапов управления;

· решения, не имеющие явных ограничений по времени их принятия (Это, прежде всего решения по началу какого-либо процесса или единичного действия.).

VI. По признаку состава и сложности реализации решения можно выделить два типа решений:

· простые - реализуемые при выполнении одного действия;

· процессные - реализуемые при выполнении некоторой совокупности взаимосвязанных действий.

Процессные решения, в свою очередь, могут быть разделены на:

· алгоритмизированные - с четко определенными по­следовательностью, сроками выполнения составляющих дей­ствий и определенной ответственностью за их выполнение (только такие решения могут быть реализованы в автомати­ческом режиме, в бюрократической организации);

· размытые решения - плохо структурированные по со­ставляющим действиям или (и) срокам их выполнения реше­ния, в которых не произведено однозначное распределение обязанностей и (или) ответственности за реализацию дей­ствий, составляющих решения. (Такие решения чаще выполня­ют в диалоговом режиме индивидуалистской организации).

VII. По признаку и характеру учета или неучета изменения условий реализации решения могут быть выделены:

· гибкие решения, алгоритмы реализации, которых за­ранее, уже при их принятии, предусматривают различные варианты действий в зависимости от возникающих условий;

· жесткие решения, имеющие единственный вариант реализации при любых условиях и состоянии субъектов и объектов управления.

VIII. По времени наступления последствий от реализации решенияможно выделить, ориентируясь на виды планирования, следующие типы решений.

· Стратегические решения представляют собой решения относительно набора действий, которые предназначены для то­го, чтобы помочь организации достичь своих целей посред­ством приспособления (адаптации) к изменениям внешней сре­ды.

Стратегическое решение реализуется через: распределение ресурсов, адаптацию к внешней среде, внутреннюю координа­цию и организационное стратегическое предвидение.

Стратегическое решение предполагает внутреннюю координацию и распределение ресурсовмежду:

· несколькими направлениями деятельности в целях адаптацииорганизациик изменениям внешней среды;

· стратегической, перспективной, текущей, оперативной деятельностью

Стратегический план фирмы определяет, какими именно направлениями (программами, производствами) она бу­дет заниматься, и какими будут соотношения при расходова­нии имеющихся ресурсов на стратегическую, перспективную, текущую, оперативную деятельность.

· Перспективные решения направлены на принятие и реализацию бизнес - планов и перспективных планов.

Решения на уровнебизнес - планированиянаправлены на уточнение целей и задач конкретных направлений с учетом бо­лее глубокого исследования внешней среды и возможностей фирмы.

Бизнес-план позволяет решать целый ряд задач, но основными из них являются следующие:

· подтверждение экономической целесообразности кон­кретного проекта;

· расчет ожидаемых финансовых результатов деятель­ности в рамках конкретного проекта, включая объем про­даж, прибыли, доходов на капитал;

· определение источника и порядка финансирования;

· определение основных требований к квалификации и специальностям коллектива по реализации проекта.

Разработка перспективного плана, например, производственного предприятия, осу­ществляется после принятия решений по производствукон­кретного изделия, объему производства и т. д.

Основой разработки перспективного плана служат техни­ко-экономические расчеты возможностей предприятия, его цехов, производственных участков и т. д. При этом уточ­няются прогнозные предложения по:

· целесообразной специализации участков;

· устанавливаются задания по модернизации отдельных участков, освоению новых технологических процессов и т.п.

· кооперированию и установлению прямыхсвязей с другими предприятиями;

· технико-экономическим показателям, характеризующим эффективность работы предприятия, в частности, по себе­стоимости продукции.

· Текущие решения развивают и уточняют перспективные решения и принимаются в рамках подсистемы организации или блока то­варов, этапа одного из его циклов, например, цикла разработки.

Например, текущие решения на производ­ственном предприятии должны охватывать производственные процессы по изготовлению и поставкам основных блоков и комплектующих изделия.

· Оперативные решения принимаются в отношении кон­кретного элемента нижнего уровня товара (например, мате­риала упаковки) или элемента организации (например, загрузки конкретного рабочего места на текущую рабочую смену, если речь идет о производстве).

Оперативные решения могут охватывать производственные процессы по из­готовлению и поставкам элементов более низкого (по отно­шению к рассмотренным выше) уровня, доводить плановое задание до конкретных исполнителей в каждом подразделении.

· Стабилизационные решения принимаются для обеспече­ния невыхода организации, ее подсистем из области управляемых или допустимых состояний.

Стабилизационные решения принимаются параллельно со стратегическими, перспективными, текущими и оперативными решениями.

IX. При классификации по объекту управления могут вы­деляться решения по:

· маркетингу,

· сбыту,

· производству,

· фи­нансам,

· разрешению конфликтов и др.

X. По частоте принятия решений могутбыть выделеныследующие типы менеджмента:

· одноразовых решений,

· цик­лических решений,

· непрерывной цепи частых решений (процессный подход).

Менеджмент одноразовых решений применяется при ре­шении крупных проблем, когда установить дату следующего решения по этой проблеме невозможно.

Примерами таких решений на уровне страны может быть решение о вступле­нии страны в НАТО или СНГ, а на уровне предприятия - реше­ния о создании или ликвидации. На уровне индивидуума примером такого решения может решение вступлении в брак.

Менеджмент циклически решений применяется для ре­шения проблем, имеющих известный цикл. Пример менед­жмента циклических решений: один раз в год принимаются решения по исполнению бюджета текущего года и приня­тию бюджета на следующий год.

Процессный менеджмент (менеджмент, как процесс) имеет место тогда, когда необходимость в принятии реше­ний возникает в случайные моменты времени, по не свя­занным между собой проблемам настолько часто, чтобы считать процесс непрерывным.

XI. По степени сложности могут быть выделены простые и сложные решения.

Решение может выступать и как еди­ничный выбор (простое решение), и как система выборов на различных уровнях иерархии (сложное решение).

Простое решение не может быть расчленено на со­ставляющие.

На практике большинство решений сложные - такие решения могут быть представлены в виде некоторой совокуп­ности взаимосвязанных решений.

В качестве классификационных признаков могут быть взяты и факторы, влияющие на процесс принятия решения (подробнее смотри раздел "Условия и факторы качества управленческих решений).

Например, по степени риска (риск является фактором, влияющим на процесс принятия решения) можно разграничить решения с допустимым, критическим или катастрофическим риском.

В целом, представляется возможным утверждать, что знание и использование классификационных признаков решения свидетельствует о понимании разработчиком решений стоящей перед ним задачи.

В частности, понимание того, какого рода решение готовится, позволяет лицу, разрабатывающему ре­шение, более четко формулировать и решать задачи этапов разработки решения: сбора информации, ее анализа и так далее.

Например, использование классификационных призна­ков решения позволяет определить состав необходимой для разработки решения информации. Это способствует кон­центрации усилий и более эффективному расходованию времени и средств в процессе разработки решений.

Share
Tags :
06.04.2017