Хоккей

Система цен и их государственное регулирование

Механизм ценообразования

Механизм ценообразования- это принятый способ формирования новых цен и изменения действующих с учетом влияния ценообразующих факторов. Различают два подхода к формированию цен: затратный (производственный) и рыночный. В первом слу­чае в основу цены товара кладут производственные затраты, связанные с выпуском това­ра, во втором - определяющим фактором ценообразования считается конъюнктура рынка, спрос и предложение товара.

Суть затратного метода состоит в том, что цена товара зависит от издержек произ­водства и обращения, необходимых для производства и реализации единицы продукции. Это, однако, вовсе не означает, что цена равна сумме таких издержек. Затратный меха­низм ценообразования учитывает то обстоятельство, что производитель и продавец товара должны не только возместить издержки, но и получать определенную прибыль. Соответ­ственно формула цены, определяемой на основе затратного подхода, будет иметь сле­дующий вид:

Ц = С + Пр,

где С - средние издержки на производство и реализацию единицы товара, руб.; Пр -прибыль, получаемая производителями (продавцом) за единицу товара, руб.

Суть рыночного механизма ценообразования заключается в том, что цена должна обеспечить выравнивание спроса и предложения, согласование интересов двух сторон - продавца и покупателя на свободном рынке. Такая цена получила название рыночной.

Цены на сельскохозяйственную продукцию весьма неустойчивы и подвержены влиянию ряда факторов; наибольшее значение из них имеют:

конкуренция;

конъюнктура рынка, спрос и предложение;

государственное регулирование цен;

издержки производства и реализации продукции;

налоги;

качество продукции;

сроки и каналы реализации продукции;

упаковка и реклама.

В сложившихся в России экономических условиях цены на многие виды сельхоз-продукции, особенно на продукцию животноводства, не компенсируют даже затрат на ее производство. Поэтому нужен механизм государственного регулирования этих цен.

Система цен - совокупность различных видов цен, обслуживающих и регулирую­щих экономические отношения между участниками рынка.

Различные виды цен в народном хозяйстве тесно связаны между с собой. Их взаи­мосвязь выражается, в частности, в том, что повышение или понижение одних, как прави­ло, вызывает изменения других (обычно в том же направлении). Особую роль в формиро­вании цен на продукцию сельского хозяйства играют цены промышленных товаров (тех­ники, удобрений, нефтепродуктов, ядохимикатов и т. д.) и тарифы транспорта. Повыше­ние этих цен приводит к их росту и в сельском хозяйстве.

По ряду признаков цены подразделяются на отдельные виды. В зависимости от сферы торговли или характера обслуживаемого оборота различают оптовые, розничные, закупочные цены и тарифы.

Оптовыми называют цены, по которым продукция реализуется крупными партия­ми, в условиях так называемой оптовой торговли. Обычно по оптовым ценам предпри­ятия-производители реализуют продукцию либо друг другу, либо торговым организациям.

Розничными принято называть цены, по которым товары продаются в розничной торговой сети. Обычно по этим ценам реализуют товары в небольшом объеме населению, в меньшей мере - предприятиям. Розничная цена выше оптовой на величину торговой

надбавки, за счет которой компенсируются издержки обращения и создается прибыль в организациях розничной торговли.

Закупочные цены - это цены, по которым государство закупает продукцию у сель­скохозяйственных товаропроизводителей для своих нужд.

Определенной спецификой обладают цены на услуги, то есть на такие виды дея­тельности, при которых не создается самостоятельный продукт в материально-вещественной форме, но изменяется состояние уже имеющегося продукта. Цены, устанав­ливаемые на разного рода производственные и непроизводственные услуги (транспорт­ные, коммунальные, связи и т. д.) называются тарифами (расценками).

В зависимости от государственного воздействия цены бывают регулируемые и сво­бодные (рыночные) .

Регулируемые цены устанавливаются и регулируются соответствую­щими государственными органами управления на продукты повышенной социальной зна­чимости.

Свободные (рыночные) цены освобождены от непосредственного вмешательства государственных органов, формируются под воздействием конъюнктуры рынка, законов спроса и предложения. Переход от фиксированных государственных цен к свободным рыночным называется либерализацией цен.

По времени действия различают цены:

постоянные (твердые), которые не меняются в течение всего срока действия кон­тракта;

текущие, меняющиеся в рамках одного контракта и отражающие изменение ситуа­ции на рынке;

сезонные, действующие в пределах определенного периода времени.

Довольно часто вид цены определяется типом рынка, на котором она образуется. По этому признаку различают биржевые, аукционные, комиссионные цены.

Существуют и другие виды цен.

Договорные (контрактные) цены устанавливаются по согласованию сторон. При этом продавец и покупатель, заключая договор (контракт) самостоятельно определяют уровень цен. В ряде случаев в договоре фиксируется не абсолютная величина цен, а верхний и нижний их уровень, либо связь с другими ценами (рыночными и т. д.). Оговаривается также допустимость корректировки контрактных цен в связи с инфляцией, принятием новых нормативных актов.

Монопольные цены устанавливаются организациями, не имеющими конкурентов на рынке. Обычно монополисты завышают цены на собственную продукцию и занижают цены да товары, приобретаемые ими. Для защиты от таких недобросовестных действий применяются меры антимонопольного законодательства.

Внутрихозяйственные (трансфертные) цены применяются при реализации про­дукции между подразделениями предприятия.

В экономическом анализе и статистике широко используются сопоставимые (неизменные) цены. Это единые для всей страны цены какого-либо определенного года, используемые при сопоставлении стоимостных показателей (например, объема производства) в динамике.

Наличие различных цен на однотипные товары в разных странах приводит к необ­ходимости использования мировых цен, то есть цен мирового рынка. Это либо реально действующие на международном рынке цены, либо цены, признанные на определенный период организациями, ведающими такой торговлей.

Регулирование ценпредставляет собой вмешательство государства в механизмценообразования. Различают прямые и косвенные методы регулирования. Прямое регули­рование осуществляется путем установления фиксированных цен, предельных цен, надба­вок, предельных коэффициентов изменения цен, предельного уровня рентабельности. Косвенное регулирование предполагает воздействие на цены через изменение налогов и процентных ставок за кредит.

Разновидностью регулируемых цен в сельском хозяйстве являются целевые и га­рантированные цены.

Целевые цены устанавливаются Правительством РФ для обеспечения паритетного соотношения цен на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, покрытия рас­ходов, вызванных взиманием налогов и других платежей, для получения работниками сельского хозяйства доходов на уровне среднего дохода по всем отраслям экономики и прибыли, достаточной для ведения расширенного воспроизводства. Целевые цены на сельскохозяйственную продукцию используются в качестве основы для установления га­рантированных цен и залоговых ставок при залоге сельхозпродукции, а также для расчета дотаций и компенсаций сельскохозяйственным товаропроизводителям.

Гарантированные цены на сельскохозяйственную продукцию применяются в слу­чае, если средние рыночные цены ниже гарантированных, а также при реализации сель­хозпродукции непосредственно государству или при осуществлении доплат товаропроиз­водителям. Они рассчитываются на основе целевых цен и устанавливаются органами го­сударственной власти. Гарантированная цена должна обеспечивать сельскохозяйственным товаропроизводителям (с учетом прочих форм государственной поддержки) получение доходов, достаточных для расширенного воспроизводства. Перечень сельскохозяйственной продукции, объемы (квоты) ее реализации, уровень гарантированных цен и порядок их применения устанавливаются Правительством РФ.

Смысл гарантированных цен в условиях рынка - оказать государственную под­держку предприятиям в случае, когда сбыт продукции по тем или иным причинам затруд­нен. Эти цены целесообразно индексировать в зависимости от темпов инфляции.

Залоговые цены (ставки) устанавливаются на основе целевых цен при осуществле­нии залоговых операций. Под залог продукции сельскохозяйственное предприятие может получать бюджетные ресурсы и кредиты; предметом залога может быть как уже произве­денная сельскохозяйственная продукция, так и продукция будущего урожая. По окончании срока залога залогодатель принимает одно из двух возможных решений. Во-первых, он может выкупить заложенную продукцию, то есть возвратить кредиты с про­центами, устанавливаемыми, как правило, по льготной ставке. Во-вторых, он может из­вестить залогодержателя о невозвращении полученного кредита, и тогда заложенная про­дукция переходит в собственность залогодержателя.

Использование гарантированных цен и залоговых операций позволяет формиро­вать государственные продовольственные ресурсы, осуществлять поддержку доходов то­варопроизводителей и регулирование рыночной конъюнктуры по основным видам про­дукции (зерно, семена масличных культур, шерсть, продукция переработки).

Если рыночные (договорные) цены на сельскохозяйственную продукцию, сырье и продовольствие опускаются ниже минимального уровня или в случае, когда товаропроиз­водители в сфере агропромышленного производства не в состоянии реализовать товары из-за сокращения спроса на них, государство должно осуществлять закупочные интервен­ции по гарантированным ценам (в форме закупок или залоговых операций). В результате предложение на рынке снизится и рыночная цена стабилизируется.

Если уровень рыночных (договорных) цен неоправданно повышается из-за времен­ного дефицита продукции, государство должно осуществлять товарные интервенции в форме распродажи из федерального и региональных продовольственных фондов.

В условиях насыщения отечественного рынка импортным продовольствием целе­сообразно иметь гибкую систему регулирования импорта, направленную на создание рав­ных условий для конкуренции. Если внутренние и мировые цены находятся на примерно одинаковом уровне, необходимости в регулировании нет, поскольку отечественный по­требитель при прочих равных условиях предпочтет отечественную продукцию. Если же внутренние цены выше импортных и сбыт отечественного продовольствия затруднен, целесообразно устанавливать так называемые пороговые (защитные) цены, используемые при определении таможенных пошлин.

Ценовая политика - весьма тонкое дело, и требует взвешенного подхода. Государ­ственное регулирование цен на продукцию сельского хозяйства должно обеспечить каж­дому нормально работающему предприятию, расположенному в зоне массового товарного производства, доход, достаточный для ведения расширенного воспроизводства, то есть рентабельность (без учета инфляции) на уровне 30-40 %. Кроме того, государственное ре­гулирование должно стимулировать производителей искать более выгодные рынки сбыта продукции; это значит, что по мере стабилизации экономики удельный вес продукции реализуемой по регулируемым ценам, должен неуклонно сокращаться.

Share
Tags :
06.04.2017