товары и услуги

Размещение сферы услуг

Инженерная инфраструктура

Воздействие инженерной инфрастуктуры на функционирование города аналогично роли транспорта. Нормальная жизнь современного города невозможна без системы электроснабжения. Наиболее высокая плотность потребления электроэнергии характерна для территорий городского каркаса. Электроэнергия производится в периферийной зоне города или поступает из отдаленных энергетических центров. Возникают мощные линии передач, идущие с периферии в центральные фокусы города. Энергообеспеченность того или иного участка города в существенной степени лимитирует возможности его дальнейшего хозяйственного освоения. Поэтому и процесс урбанизации периферийных территорий, и повышение уровня освоения городского пространства, связанное с развитием каркаса, требуют дальнейшего строительства высоковольтных линий электропередач и многочисленных энергоподстанций. Они играют роль, аналогичную транспортным магистралям и транспортным узлам соответственно.

Как и в случае с улично-дорожной сетью, в мегаполисах нередко наблюдается перегруженность этих линий и подстанций. Реконструкция устаревших систем, создание новых мощных линий требуют больших капиталовложений. Такое строительство рентабельно при достаточно высокой интенсивности энергопотока, что стимулирует градостроительную политику, ориентированную на повышение этажности, на создание новых фокусов деловой активности на уже застроенных территориях.

Этот комплекс проблем типологически вполне родственен проблемам транспорта. Аналогичная ситуация связана с системами тепло- и газоснабжения города, а также с городским водопроводом. Недостаточно высокий уровень функционирования этой структуры может заблокировать дальнейшее развитие города. Аналогичный комплекс проблем связан с системами канализации и удаления твердого мусора.

Один из видов услуг, играющий огромную роль в функционировании экономики города, – розничная торговля. За последние десятилетия произошли глубокие изменения в этом виде деятельности. Радикально изменились пространственные схемы размещения предприятий торговли.

Резко развивалась торговая функция в периферийных зонах мегаполисов. В то же время наблюдался упадок торговой активности в традиционных центральных кварталах города. В результате сформировалась принципиально новая пространственная структура торговли, в существенной степени ориентированная на потребителей среднего класса, повседневно использующих личный автомобиль. Размещение предприятий розничной торговли более или менее согласовано с размещением населения, при этом в силу эффекта агломерации на малонаселенной территории они концентрируются в малых и средних городах.

Пространственное изменение структуры характерно и для всей группы услуг. В течение многих десятилетий сформировались территориальные схемы размещения этих услуг по концентрическим кольцевым зонам вокруг делового центра. Однако тенденция к изменению центральности города и формированию сложной пространственной структуры его каркаса оказывает существенное влияние на эти схемы размещения. При этом действуют два основных принципа, определяющих взаиморасположение различных видов услуг: доминирующая роль фактора цены земли и принцип минимальной дифференциации.

Издержки размещения стимулируют концентрацию услуг, ориентированных на зажиточные слои населения, вблизи деловых центров. Эта же зависимость от издержек платы за производственные помещения позволяет выявить специфику размещения различных видов услуг по этажам многоэтажных зданий. Таким образом, в центральных зонах часто встречаются здания со смешенными функциями торговли и услуг для бизнеса, а в срединной – здания, сочетающие функции торговли и жилья.

Для некоторых видов услуг существенным конкурентным преимуществом является близость к дополнительным видам обслуживания. Эти особенности приводят к совместному размещению в некоторых точках города предприятий одной категории. При этом в таких местах появляются и другие виды обслуживания, ориентированные на ту же клиентуру. В итоге возникают крупные скопления предприятий, некоторые из них взаимно дополняют друг друга, а некоторые – конкурируют.

Создание новых полюсов услуг, с одной стороны, следует за изменениями в размещении населения, а с другой – связано с указанными особенностями этой сферы.

Размещение предприятий четвертичного сектора также имеет свои особенности. Ярко выражена тенденция к их концентрации. Взаимная близость характерна, например, для головных офисов корпораций. Это обусловлено необходимостью взаимных контактов высших руководителей. Формируются высококонцентрированные четвертичные зоны, имеющие, несмотря на малую протяженность, сложную пространственно-экономическую структуру и расположенные в основном в центральных кварталах города.

Основные факторы, влияющие на размещение услуг

1. Потенциальная клиентура и фирмы-конкуренты.

2. Варианты доступности и обеспеченность услугами связи.

3. Рынок рабочей силы.

4. Рынок производственных помещений.

5.Социальное и экономическое окружение.

Share
Tags :
06.04.2017