Организация быта

Муниципальных образований

Бюджетные права Российской Федерации, ее субъектов, муниципальных образований – это принадлежащие им пол­номочия (компетенция) в лице соответствующих государствен­ных органов власти или·местного самоуправления по форми­рованию и реализации собственного бюджета и регулированию бюджетных отношений на своей территории в определенных законодательством пределах.

К бюджетным правам РФ,ее субъектов, муниципальных об­разований относятся права:

- на собственный бюджет;

- получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и включение их в данный бюджет;

- использование средств собственного бюджета для финан­сирования потребностей государства или его территориаль­ных подразделений соответственно их задачам и функциям;

- самостоятельное определение направлений расходов собственных бюджетов;

- распределение собственных бюджетных доходов между бюджетами данной территории;

- формирование и использование в рамках собственного бюджета целевых и резервных фондов;

- объединение средств своего бюджета со средствами дру­гих бюджетов и иных финансовых ресурсов;

- привлечение в бюджеты заемных средств (выпуск облигаций федеральных займов, займов субъектов РФи муниципальных займов, использование банковского кре­дита и др.);

- оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам;

- компенсацию за счет средств вышестоящего бюджета в случае уменьшения доходов или увеличения расходов, возникающих после утверждения бюджета вследствие решений вышестоящих органов государственной власти;

- самостоятельное распоряжение дополнительно выявлен­ными или сэкономленными средствами (свободными ос­татками средств);

- правовое регулирование отношений, касающихся соб­ственного бюджета (издание законов, положений и дру­гих нормативных актов);

- судебную защиту бюджетных прав.

На каждом уровне бюджетные права имеют свои особенно­сти и различия по содержанию, порождают отношения, свой­ственныe субъектам именно данного уровня.

Анализ бюджетных прав государства и его территориальных образований имеет значение для решения задач совер­шенствования межбюджетных отношений, направленного на обеспечение сбалансированности интересов всех участников этих отношений, на справедливое перераспределение средств между бюджетами, способствующее выравниванию уровня бюджетной обеспеченности субъектов РФ и муниципальных образований.

Содержание бюджетных прав (компетенции) Российской Фе­дерации обусловлено ее суверенитетом, распространяющимся согласно Конституции РФ (ч. 1 ст. 4) на всю территорию России. Принадлежность бюджетных прав суверенному государству при­дает им особый характер, отличает от прав других субъектов.

Посредством бюджетных прав РФ проводится единая бюд­жетно-финансовая политика на территории всей страны и, в конечном итоге, единая социально-экономическая политика.

Бюджетные права РФ и ее субъектов тесно связаны между собой и взаимно обусловлены. Характер такой связи опреде­ляется федеративным устройством Российского государства, общие принципы которого распространяются и на бюджетные отношения.

Бюджетные права субъектов РФ отражают связи последних по линии бюджета по трем направлениям:

1) с федеральными органами власти;

2) с другими субъектами РФ;

3) с органами местного самоуправления.

Важной стороной в характеристике бюджетных прав субъек­тов РФ является бюджетное равноправие данных субъектов. Правовой основой компетенции субъектов РФ, помимо кон­ституционных норм и федерального законодательства, явля­ется законодательство самих субъектов РФ: конституции и уставы, законы о бюджетном устройстве и бюджетном процес­се, иное специальное законодательство субъектов РФ.

Все муниципальные образования, виды которых определя­ются законодательством субъектов РФ (районы, города и др.) в лице их органов местного самоуправления, обладают бюд­жетными правами. Важное значение этих прав состоит в том, что с их помощью создается финансовая база, необходимая для решения органами местного самоуправления на всех уровнях социально-экономических и других вопросов местного значе­ния.

Указанные права обеспечивают также органам местного са­моуправления в пределах их компетенции возможность регу­лировать на своей территории бюджетные отношения с учетом местных особенностей.

Положения федерального законодательства и законодатель­ства субъектов РФ в области бюджетного права конкретизиру­ются в нормативных актах самих органов местного самоуправ­ления.

Законодательство исходит из принципа равенства всех му­ниципальных образований в праве на самостоятельный мест­ный бюджет, утверждаемый представительным органом мест­ного самоуправления, в их правах на fI9лучение, распределе­ние и самостоятельное использование бюджетных доходов. Однако особенности муниципальных образований, обуслов­ленные законодательством субъектов РФ, влияют на конкрет­ное содержание принадлежащих им бюджетных прав.

Бюджетные права государства и его территориальных обра­зований более подробно рассмотрены в таблице:

Бюджетно-правовой статус Российской Федерации Бюджетно-правовой статус субъектов Российской Федерации Бюджетно-правовой статус муниципальных образований
Законодательное регулирование бюджетных отношений в закрепленных Конституцией РФ пределах ведения, исходя из компетенции Российской Федерации. Установление основ федеральной политики в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития. Определение основ бюджетного устройства и бюджетного процесса, действующих на всей территории России, которые конкретизируются в актах органов государственной власти субъектов РФ и местного самоуправления. В рамках компетенции РФ по вопросам бюджетной системы принимаются законы и иные правовые акты (указы Президента РФ, акты Министерства финансов РФ и др.). Законодательное регулирование бюджетного устройства и бюджетного процесса на соответствующей территории, исходя из основ, установленных законодательством РФ. При этом учитываются особенности системы муниципальных образований и административного территориального устройства каждого субъекта РФ, системы его органов государственной власти и органов местного самоуправления, действующих на данной территории. Законодательство субъектов РФ определяет виды бюджетов, функционирующих на их территории, принципы их взаимосвязи, а также порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения этих бюджетов, порядок осуществления контроля в отношении их. Право регулировать бюджетные отношения на территории соответствующего муниципального образования в соответствии с компетенцией, определяемой законодательством РФ и субъектов РФ. Они принимают решения по вопросам распределения и использования бюджетных доходов муниципальных образований, конкретизируют правила бюджетного процесс а применительно к местным условиям в принимаемых ими нормативных актах (например, в Положении о бюджетном процессе).
Право на самостоятельный феде­ральный бюджет как необходимый ат­рибут государственности и суверени­тета РФ. Такое право закреплено в Конституции РФ, в которой особо записано, что в ведении Российской Федерации находится федеральный бюджет (п. «з» ст. 71). Российское за­конодательство детально регламентирует порядок его формирования и ис­полнения Право каждого субъекта РФ на са­мостоятельный бюджет - республи­канский, краевой, областной и т.д., утверждаемый соответствующим представительным органом власти. Этот бюджет обеспечивает денежны­ми средствами деятельность органов власти субъекта РФ, выполнение со­циально-экономических планов и программ по обеспечению жизнеде­ятельности соответствующего госу­дарственного образования и удовлет­ворению потребностей ее населения. В пределах имеющихся средств субъекты РФ вправе увеличивать нормы расходов на содержание жи­лищного коммунального хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов, охра­ны окружающей среды и другие цели.
Представительные органы власти субъектов РФ самостоятельно утверждают бюджет и контролируют его исполнение.


Право на самостоятельный местный бюджет, утверждаемый представи­тельным органом местного самоуп­равления. Вмешательство вышесто­ящих (иных) органов в разработку, утверждение и исполнение местного бюджета не допускается. Принцип такой независимости органов мест­ного самоуправления в отношении подведомственного бюджета закреп­лен в Конституции РФ (ст. 132) и со­ответствующих федеральных законах.

Право устанавливать налоги, сборы, другие источники доходов, подлежащие зачислению в бюджетную систему. При этом установление общих принципов налогообложения согласно Конституции РФ (п. «и» ст. 72) относится к совместному ведению РФ и субъектов РФ. В ведении Российской Федерации непосредственно находятся те налоги и сборы, которые отнесены к федеральным. Право устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в бюджет субъекта РФ и местные бюджеты, а также определять их размеры.

Право представительного органа местного самоуправления устанавливать на своей территории в соответствии с законодательством РФ местные налоги, сборы, другие платежи, подлежащие зачислению в местный бюджет, а также право определять размеры этих платежей, льготы.
Право органов местного самоуправления устанавливать местные налоги и сборы закреплено в Конституции РФ (ст. 132).
Право разграничивать (распределять) бюджетные доходы между федеральным бюджетом и бюджетами субъектов федерации. При этом часть доходных источников РФ оставляет в своем ведении, относя их к федеральным доходам. Из них фор­мируется федеральный бюджет. Это на­лог на прибыль предприятий, налог на добавленную стоимость, акцизы и др. Другую часть бюджетных доходов Российская Федерация закрепляет за бюджетами субъектов РФ или пере­дает им в форме отчислений по утвер­ждаемым нормативам (например, от налога на добавленную стоимость). Отдельные виды бюджетных доходов, отнесенных к федеральным, законо­дательство РФ закрепляет за местны­ми бюджетами (например, государ­ственную пошлину).

Право распределения доходов между субъектами РФ и местными бюджетами соответствующей территории. При этом субъект РФ вправе закре­пить за местными бюджетами нахо­дящиеся в их распоряжении источни­ки доходов В полном объеме или в определенной части (проценте) на долговременной основе. Помимо этого в компетенцию субъек­тов РФ входит ежегодное регулирова­ние местных бюджетов путем переда­чи им отчислений по установленным размерам от собственных (субъектов РФ) налогов, других платежей. Из бюджетов субъектов РФ по решению их органов власти местным бюджетам передаются также дотации и субвен­ции.

Право самостоятельно расходовать средства местных бюджетов. Определять объем финансирования из местных бюджетов по социально-­экономическому развитию муници­пального образования и направления использования бюджетных средств на эти цели, а также на содержание ор­ганов местного самоуправления, дру­гие цели.
Органы местного самоуправления вправе увеличивать в пределах име­ющихся средств нормы расходов на содержание жилищно-коммунально­го хозяйства, социально-культурных учреждений, правоохранительных органов и др., определять дополни­тельные льготы и пособия и т.п.

Право определять компетенцию субъектов РФ и органов местного самоуправления по установлению на подведомственной им территории налогов, сборов, других бюджетных доходов и их размеров.

Определение, исходя из законодательства РФ, бюджетных прав муниципальных образований в лице их органов местного самоуправления. Право выделять в качестве составной части местного бюджета сметы доходов и расходов отдельных населенных пунктов, городских районов, не являющихся муниципальными образованиями.
Установление основ разграничения расходов между бюджетами. Согласно законодательству РФ такой основой является разграничение имущества и компетенции между органами государственной власти РФ и ее субъектов, а также органами местного самоуправления. Право объединять бюджетные ресурсы субъектов РФ со средствами других бюджетов на договорной основе. Такое объединение может быть произведено также со средствами предприятий, организаций и граждан для финансирования экономических, природоохранных и социальных программ, в том числе совместных и межрегиональных Право объединять на договорной основе средства местного бюджета со средствами иных бюджетов для финансирования строительства, ремонта и содержания объектов производственного и непроизводственного назначения. Бюджеты могут быть любого уровня, так как в законодательстве на этот счет не содержится каких-либо ограничений.
Регулирование бюджетов субъектов РФ путем передачи отчислений от налогов и других источников доходов, а также выделения в них дотаций, субвенций, оказание финансовой поддержки из федерального бюджета в других формах. Право на получение закрепленных за бюджетом субъекта РФ налогов и других источников дохода, а также отчислений от регулирующих доходов. Так, в доходы бюджетов субъектов РФ зачисляются:
а) налоги, сборы, др. обязательные платежи, отнесенные в соответ­ствии с законодательством РФ к уровню доходов субъектов РФ;
б) часть налога на прибыль предпри­ятий в соответствии с федераль­ным законодательством;
в) поступления от сдачи в аренду (или продажи) имущества, находящегося в собственности субъекта РФ;
г) дивиденды от совместных пред­приятий в соответствии с долей субъекта РФв собственности этих предприятий;
д) часть доходов от приватизации имущества, находящегося в соб­ственности субъекта РФ;
е) выявленные государственным контролем сокрытые (занижен­ные) от налогообложения доходы (прибыль) предприятий, органи­заций и учреждений, находящих­ся в собственности субъектов РФ;
ж) некоторые платежи феде-
рального уровня и др.
Кроме того, в бюджеты субъектов РФ передаются отчисления от федераль­ных доходных источников по норма­тивам, утвержденным органами вла­сти РФ на планируемый год. Другая часть этих доходов должна быть зачислена в федеральный бюджет. При недостаточности указанных доходов для сбалансирования бюд­жетов субъектов РФ им передаются из федерального бюджета дотации и субвенции, используемые в поряд­ке, установленном законодательст­вом РФ.

Право на получение собственных закрепленных федеральным и регио­нальным законодательством за мест­ными бюджетами доходов, а также отчислений от регулирующих источ­ников доходов.
Право на получение из вышестоящих бюджетов необходимых финансовых ресурсов при наделении органов ме­стного самоуправления государст­венными полномочиями. Так, за ме­стными бюджетами закреплены местные налоги и сборы, установ­ленные в соответствии с законода­тельством РФ.
К другим собственным доходам местных бюджетов отнесены:
а) доходы от приватизации и реали­зации муниципального имуще­ства;
б) не менее 10% доходов от привати­зации государственного имуще­ства, находящегося на территории муниципального образования;
в) доходы от сдачи в аренду муници­пального имущества, включая аренду нежилых помещений и му­ниципальных земель;
г) платежи за пользование недрами и природными ресурсами, уста­новленными в соответствии с законодательством РФ;
д) не менее 50% налога на имуще­ство предприятий;
е) подоходный налог с физических лиц, занимающихся предприни­мательской деятельностью без об­разования юридического лица;
ж) доходы от проведения му-
ниципаль­ных денежно-
вещевых лотерей;
з) штрафы, подлежащие перечисле­нию в местные бюджеты;
и) штрафы, подлежащие пе-
речислению в местные
бюджеты;
к) государственная пошлина.
Кроме того, в местные бюджеты за­числяются доли (в процентах) феде­ральных налогов, распределяемые между бюджетами разных уровней (часть подоходного налога с физи­ческих лиц, налога на добавленную стоимость и др.).
При недостаточности средств для сбалансирования местных бюджетов им передаются из бюджетов субъек­тов РФ дотации, субвенции, ссуды по решению представительных органов власти субъектов РФ, оказывается помощь из фонда финансовой под­держки муниципальных образова­ний.

Право образовывать в федеральном бюджете оборотную кассовую наличность в размере, необходимом для покрытия временных кассовых разрывов, резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки субъектов РФ.

Право образовывать в рамках своего бюджета резервные и целевые фонды, в том числе Фонд финансовой поддержки муниципальных образований, а также оборотную кассовую наличность. Право образовывать в местных бюджетах в пределах объемов их бюджетов резервные и целевые фонды, а также оборотную кассовую наличность
Полномочия по организации единой бюджетной отчетности по бюджетам всех уровней (осуществляются Министерством финансов РФ).

Право самостоятельно использовать доходы, дополнительно полученные при исполнении бюджета, а также суммы превышения доходов над расходами, образующиеся в результате увеличения поступления в бюджет или экономии в расходах, свободный остаток средств бюджета, образовавшийся на начало текущего финансового года.
Все эти средства, именуемые в законодательстве свободными бюджетными средствами, вышестоящим органам власти запрещено изымать из ведения субъектов РФ.
Право самостоятельно использовать свободные бюджетные средства. К ним законодательство относит дополнительно полученные в ходе исполнения бюджета средства и суммы превышения до- ходов над расходами, образующиеся на конец года в результате превышения доходов над расходами или экономии в расходах. По решению представительного органа местного самоуправления
они могут быть вложены в хозяйственные мероприятия, в ценные бумаги, за их счет предоставляются процентные и беспроцентные займы.

Share
Tags :
06.04.2017