спорт

Проблемы социокультурных отношений современного общества

Традиционно принято считать, что культура – это то, что создано человеком, а природа – всё то, что существует независимо от человека, человек сам является частью природы. Вместе с тем, общество также создано человеком, в то же время, это обособившаяся часть природы. В социологии под культурой понимается то в социальной жизни, что не определяется биологической природой человека – инстинктами; это искусственное образование, созданное совместными действиями многих поколений людей и воссоздаваемое каждым поколением и группой [3, с. 40]. Природная среда воздействует на социальную жизнь. Однако человек создаёт как бы собственную природную нишу, которая благодаря науке, технике, культуре, социальным институтам и т.д. усиливает его независимость от природной среды. Поэтому социологи говорят о сложившейся социокультурной системе, регулируемой на основе принятых ценностей, норм поведения людей, выработанных правил, стандартов хозяйственной деятельности, организации общественно-политической жизни [6, с. 90].

Культура – специфический способ деятельности, направленный на созидание духовных и материальных ценностей, результатом которого является динамически развивающаяся система идеалов, ценностей, норм поведения, воплощаемых в социальном развитии человека, в его духовном мире [2, с. 306].

В культуре как системе взаимодействуют 3 компонента:

а) деятельность общественного человека, направленная на создание ценностей;

б) совокупность достижений общества, воплощённых в ценностях;

в) процесс воспроизводства и саморазвития общества и человека в ходе творения материальных и духовных ценностей.

Своеобразие социологического исследования культуры состоит в том, что на первый план в нём выдвигается человеческая сущность культуры, кроме того, человек рассматривается как творец культуры, её ценностей, как субъект и объект одновременно [6, с. 338].

Роль культуры в социальных процессах трудно переоценить. Воздействие культуры на общество осуществляется разными путями: а) через социализацию личности; б) путём создания ценностей и их внедрения в общественное сознание; в) через вырабатываемые культурой образцы поведения; посредством моделирования социальных институтов и социальных систем.

Общая культура сплачивает людей. Взаимопонимание, доверие и сочувствие всегда более свойственны людям в отношении «своих», что выражается в общих вкусах, интересах, манере общаться и других аспектах культуры. В то же время культура не только укрепляет солидарность, но и разобщает людей, становясь причиной конфликтов [1, с. 60].

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1. Екадумова, И.И. Социология. Ответы на экзаменационные вопросы / И.И. Екадумова, М.Н. Мазаник. – Минск: ТетраСистемс, 2010. – 175 с.

2. Бабосов, Е.М. Общая социология: учеб.-метод. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов – 3-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2006. – 640 с.

3. Исаев, Б.А. Социология. Краткий курс / Б.А. Исаев. – СПб.: Питер, 2007. – 224 с.

4. Елсуков, А.Н. Методика преподавания социологии в высшей школе: учеб. пособие / А.Н. Елсуков. – Минск: ТетраСистемс, 2003. – 240 с.

5. Кравченко, А.И Социология: учебник / А.И. Кравченко. – М.:
ТК Велби, Издательство Проспект, 2006. – 536 с.

6. Общая социология: учеб. пособие / под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева. – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

7. Степин, В.С. Системный подход и синергетическая парадигма / В.С. Степин // Социология. – 2003. – № 4. – С. 3 – 17.

8. Злотников, А.Г. Системность социологического знания / А.Г. Злот­ников // Социология. – 2005. – № 3. – С. 18 – 25.

9. Канашевич, Н.М. Проблемы парадигмы социологического знания / Н.М. Канашевич // Социология. – 1998. – № 4. – С. 14 – 21.

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

Share
Tags :
06.04.2017