Прочие развлечения

Тезисное изложение лекционного материала

Тема 1.Теоретические основы науки «деловое общение»

Деловое общение особая область исследования и как самостоятельная наука сложилась к середине ХХ века. Востребованность обществом подобного рода знания приобрело к этому времени особую актуальность и острую необходимость, поскольку реальная практика делового общения нуждалась в систематизации накопленного многовекового опыта и разработке научных основ деловых коммуникаций.

Социальный запрос на деловое общение как науку был подготовлен объективными социально-экономическими причинами: структурными изменениями в экономике, формах хозяйственной деятельности, внедрением в производство новейших компьютерных и микроэлектронных технологий, возрастанием сферы услуг производственного и непроизводственного характера, активной интернационализацией хозяйственных связей и отношений. Все эти изменения требовали поиска новых механизмов регулирования делового поведения людей, гибких форм организации труда, учета особенностей психики работников и их мотиваций. Назрела проблема научного обоснования делового взаимодействия людей, а также научного прогнозирования их деловых контактов.

Тема 3.Предмет, методы и функции науки «деловое общение»

Деловое общение присутствует во всех видах профессиональной деятельности людей. Оно всегда связано с решением конкретных проблем этой деятельности. Предметные области основных сфер жизни общества и делового общения взаимосвязаны и взаимодействуют.

Содержание предметной области науки «деловое общение» включает в себя три блока: психологический, ценностный и организационно-технический.

Основным средством построения научной теории «делового общения» служат ее методы. Система методов науки «деловое общение» включает в себя как традиционные общественные методы (наблюдения, эксперимент, моделирование, диалектический, системный), так и специализированные (метод АКДС, метод тестирования, деловых игр).

Важнейшими социальными функциями науки «деловое общение» являются: гносеологическая, инструментально-трансляционная, прогностическая, аксиологическая и функция социализации.

Наука «деловое общение» тесно связана с системой психологических наук, этикой, информатикой, философией. Развиваясь на основе этих наук, она сама способствует расширению и обогащению их содержания.

Тема 5.Нравственные установки участников речевой коммуникации

Общественная, политическая и деловая жизнь России демонстрирует нам многочисленные примеры некорректных, конфронтационных речевых актов. Одной из главных причин появления деструктивных элементов в процессе общения является отсутствие позитивных нравственных установок его участников по отношению друг к другу и к окружающему миру. Нравственная установка личности формируется в процессе социализации. При негативной нравственной установке не могут быть осуществлены важнейшие принципы речевой коммуникации – принцип кооперации Г.П. Грайса и принцип вежливости Дж. Н. Лича.

В процессе речевой коммуникации партнер должен активизировать добрые начала, способствующие гармоничному сотрудничеству, и блокировать негативные тенденции. Обучение деловому мастерству должно сопровождаться этическим просвещением и нравственным воспитанием. Слитность профессионализма с нравственным императивом придает профессионализму общечеловеческий и общекультурный статус, делает его выразителем общего уровня культуры и показателем ее развития.

Моральный выбор. Ситуации морального выбора. Моральный выбор как акт духовной деятельности предшествует принятию решения и предопределяет содержание будущего практического действия. Оценочные суждения как формы моральной оценки: связь проблемы морального выбора с решением вопроса о соотношении цели и средств. Ответственность как один из важнейших аспектов проблемы морального выбора.

Тема 7.Технология речевой коммуникации

Эффективная речевая коммуникация. Технологии речевых коммуникаций. Условия, способствующие эффективному обмену информацией и осуществлению коммуникативной цели: потребность в общении, коммуникативная заинтересованность; настроенность на мир собеседника, близость мировоззрения говорящего и слушающего; умение слушателя проникать в замысел говорящего; внешние обстоятельства. Создание атмосферы доверия и открытости между говорящими как фактор увеличения количества передаваемой информации, ее точности и качества.

Психологические принципы общения: принцип равной безопасности; принцип децентрической направленности; принцип адекватности того, что воспринято, тому, что сказано. Причины появления деструктивных элементов в процессе общения.

Слушание как процесс восприятия, осмысления и понимания речи говорящего. Манера слушания. Виды слушания. Условия эффективного слушания. Принципы хорошего слушания. Приемы рефлексивного слушания. Речевые формулы уточнения, переспроса, резюмирования, перефразирования и т.д.

Законы организации речевой коммуникации. Межличностные барьеры, возникающие в процессе речевого общения.


Тема 9.Психологические основы делового общения

Психологические характеристики, их роль в организации рациональной и эффективной речевой коммуникации. Учения о темпераменте. Основные системы взглядов на факты, обусловливающие проявление темперамента. Общие характеристики разных темпераментов: сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик. Сенсорная типология. Психогеометрическая типология. Психологические типы по Юнгу. Психологические принципы оказания влияния на человека: принцип контраста, принцип взаимного обмена, принцип социального доказательства, принцип благорасположения, принцип авторитета. Психологические принципы как основа в выборе правильной ориентации в сложном динамичном мире деловых отношений.

Тема 11. Культура управленческого общения

Особенности управленческого общения, его основные функции. В своей основе управленческое общение подразделяется на деловое и ролевое. Проблемы межличностного восприятия в управленческом общении. Закономерности формирования первого впечатления как основной задачи восприятия базируются на трех факторах: фактор превосходства, фактор привлекательности, фактор отношения к наблюдателю. Механизмы глубокого и тонкого понимания партнера: идентификация, эмпатия, аттракция, рефлексия, каузальная атрибуция. Основы постижения внутреннего мира собеседника. Внутренний мир человека и его внешние проявления.

Процесс взаимодействия в управленческом общении: характерные черты, содержательные компоненты.

Уверенность в управленческом общении как главное психологическое условие успешной деятельности. Основные пути выработки уверенности. Вклад психолога Л.Лазаруса в изучение проблемы уверенности как важнейшей поведенческой характеристики человека. Важнейшие характеристики уверенного поведения человека.

Тема 13.Конфликты в деловом общении

Понятия «конфликт», «конфликтная ситуация», «инцидент», «конфликтогены». Предпосылки конфликтов (объективные условия, субъективные предпосылки). Конструктивные и деструктивные конфликты. Поведенческие реакции, располагающие к деструктивности конфликта. Переход потенциального конфликта в актуальный. Управление конфликтом. Стили поведения в конфликтных ситуациях. Преодоление конфликтов посредством улучшения общения. Различия между речевым и неречевым общением. Выбор наилучшего стиля поведения в конфликтной ситуации для ежедневного общения.

Выработка взаимовыгодных решений путем переговоров. Ответственность человека и конфликт. Конфликт как результат нарушения этических норм.

«Кодекс поведения» в конфликте. Рекомендации по выходу из конфликтной ситуации.

Тема 15.Риторика корпоративного общения

Литературный язык – высшая форма национального языка, основа культуры речи. Социальное, политическое, воспитательное значение языка. Устная и письменная речь. Характер восприятия устной и письменной речи. Стилевые системы устной речи. Кодифицированная речь. Разговорная речь и ее особенности. Коммуникативные и стилевые признаки просторечия.

Основные качества речи: правильность, содержательность, точность, понятность, чистота, богатство и разнообразие. Изобразительно-выразительные средства языка: фразеология, пословицы и поговорки, тропы, стилистические фигуры. Использование чужой речи.

Манера говорить – важная отличительная черта личности. Выбор точного и уместного слова и культура речи. Субъект речевого общения.

Тема 17.Деловой этикет в международном общении

Особенности этикета в разных странах. Этика и этикет народов Запада и Востока. Классификация деловых культур по Р.Д. Льюису. Международный деловой этикет (американский, британский, немецкий стили). Международные особенности невербального общения. Характерные этические нарушения в международном менеджменте.

Share
Tags :
06.04.2017