Другие языки и технологии

Международный рынок рабочей силы, его регулирование

В настоящее время в мире сложился международный рынок рабочей силы. Это качественно новое явление, которое характеризуется постоянным ростом спроса и предложения иностранной рабочей силы.

Основой формирования международного рынка рабочей силы послужили процессы международной трудовой миграции.

Миграция рабочей силы - это перемещение трудоспособного населения, вызванное причинами экономического и неэкономического(политические, национальные, религиозные, расовые, семейные и т.д. ) характера. В зависимости от того, пересекаются ли при этом границы страны, различают миграцию внутреннюю и внешнюю. Внутренняя миграция приводит к перемещению трудовых ресурсов между регионами страны или между городом и селом, но численность населения страны при этом не меняется. Внешняя миграция влияет на численность населения страны, увеличивая ее на количество людей, которые переселились в данную страну (иммигранты), и уменьшая на количество людей, которые выехали за пределы данной страны (эмигранты).

Согласно разработанной Международной организацией труда (МОТ) классификации видов современной международной миграции, она подразделяется на пять основных типов:

1. Работающие по контракту, в котором четко оговорен срок пребывания в принимающей стране. В основном это сезонные рабочие, приезжающие на уборку урожая, а также неквалифицированные и малоквалифицированные работники, занятые на подсобных работах, например в сфере туризма.

2. Профессионалы, которых отличает высокий уровень подготовки, наличие соответствующего образования и практического опыта работы. К этой же группе относят представителей профессорско-преподавательского состава и студентов.

3. Нелегальные иммигранты, в число которых входят иностранцы с просроченной или туристической визой, занимающиеся трудовой деятельностью.

4. Переселенцы, т.е. переезжающие на постоянное место жительства (прежде всего в промышленно развитые страны).

5. Беженцы - лица, вынужденные эмигрировать из своих стран из-за какой-либо угрозы их жизни и деятельности.

Современная миграция характеризуется следующими особенностями:

- приток рабочей силы направляется преимущественно в капиталоэкспортирующие страны (США, Западная Европа, Япония), т.е. в направлении, обратном вывозу капитала;

- преобладающей социальной группой миграционных потоков являются низкоквалифицированные рабочие, безземельные крестьяне, служащие;

- миграция квалифицированных кадров, инженеров, врачей, ученых в развитые страны определяется более низкими доходами на национальных территориях.

Последняя особенность характерна в основном для стран Большой семерки, которые активно поддерживают так называемую «утечку мозгов» за счет высокой оплаты труда. При этом доминирующую роль играют США, ФРГ, Англия, Япония, Франция.

Основными формами миграции рабочей силы являются следующие:

- текучее переселение (создание промышленных комплексов и интеграционные процессы);

- миграция в пределах пограничных зон (живет в одной стране, работает в другой), получившая развитие во Франции, Бельгии, ФРГ, Швейцарии, Испании, Голландии;

- аграрная миграция (миграция сельскохозяйственных рабочих);

- сезонная миграция.

В международной миграции рабочей силы можно выделить пять направлений:

- миграция из развивающихся стран в промышленно развитые страны;

(Для промышленно развитых стран иностранная рабочая сила означает обеспечение ряда отраслей, инфраструктурных служб необходимыми работниками, без которых невозможен нормальный производственный процесс, а иногда и просто нормальная повседневная жизнь. Например, во Франции эмигранты составляют 25 \% всех занятых в строительстве, 1/3 в автомобилестроении, в Бельгии половина всех горняков - иммигранты, в Швейцарии 40 \% строительных рабочих - иммигранты. )

- миграция в рамках промышленно развитых стран;

(Миграция рабочей силы в рамках промышленно развитых стран в большей степени связана с неэкономическими факторами. Однако и для этих стран характерно такое явление, как утечка умов.)

- миграция рабочей силы между развивающимися странами;

(Главным образом между НИС и странами арабских эмиратов, странами-членами ОПЕК, с одной стороны, и другими развивающимися странами с другой. Так, например, в послевоенные годы (60-80-е годы) особенно был заметен приток рабочей силы в Гонконг из Китая, Вьетнама и других стран Юго-Восточной Азии. Эта миграция определялась в основном экономическими причинами: более высоким уровнем жизни и заработной платы.)

- миграция рабочей силы из бывших социалистических стран;

Особо следует сказать о миграции в рамках бывших социалистических стран, а также в СНГ. Известно, что СССР импортировал рабочую силу из Болгарии, Вьетнама, Северной Кореи. После распада СССР и возникновения Российской Федерации к ним добавились рабочие из Китая. В настоящее время, по официальным данным, в России трудятся 40 тыс. китайцев. Наряду с организованным импортом рабочей силы имеет место стихийный приток мигрантов из Китая на территорию России. По некоторым прогнозам, существует опасность колонизации российского Дальнего Востока и Сибири его перенаселенным соседом. В 90-е годы возникла миграция в Россию из стран ближнего зарубежья: Украины, Белоруссии, Молдавии. Крупнейшим импортером рабочей силы является Москва - в ней работают около 70 тыс. иностранных рабочих из 78 стран мира. Основными причинами привлечения иностранных работников на российские предприятия является нехватка рабочих отдельных профессий, а также нежелание местного населения выполнять предлагаемую работу. Сегодня Россию также очень волнует вопрос об «утечке умов» из нее. Ежегодные прямые потери России от «утечки умов» можно оценить не менее чем в 3 млрд долл., а суммарные с учетом упущенной выгоды - в 50-60 млрд долл. Другими словами, страна каждый год теряет сумму, эквивалентную 1/3 всей своей внешней задолженности.

- миграция научных работников, квалифицированных специалистов из промышленно развитых в развивающиеся страны. (В основном это поток квалифицированных кадров из стран Европы и Северной Америки в развивающиеся страны. Причины этой миграции как экономические (более высокие заработки, например в странах ОПЕК), так и неэкономические (например, стремление познать мир).

Регулирование международного рынка рабочей силы

Для нейтрализации отрицательных последствий и усиления положительного эффекта трудовой миграции используют средства государственной политики.

Важная особенность международной миграции рабочей силы состоит в том, что регулирование данного процесса осуществляется двумя или более субъектами. Если страна-импортер рабочей силы в большей степени отвечает за прибытие и использование мигрантов, то в функции страны-экспортера рабочей силы входит регулирование оттока и защита интересов мигрантов за рубежом. Правовое выражение заинтересованности стран, принимающих и направляющих мигрантов, осуществляется в форме двух- или многосторонних международных соглашений по вопросам миграции. Защита прав трудящихся обеспечивается:

- организацией бесплатных служб для помощи мигрантам и обеспечения их необходимой информацией;

- принятием мер против недостоверной информации и пропаганды в отношении вопросов, касающихся иммиграции и эмиграции граждан;

- принятием мер, облегчающих все стадии миграции: отъезд, перемещение и прием мигрантов;

- организацией соответствующих служб;

- разрешением переводить на родину заработок и сбережения трудящихся-мигрантов .

Страны-импортеры трудовых ресурсов свою иммиграционную политику основывают прежде всего на мерах регулирования численности и качественного состава прибывающих трудящихся-мигрантов. В качестве инструмента регулирования численности используется иммиграционная квота, которая ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. Иммиграционная квота может быть распределена в определенной пропорции между различными категориями иммигрантов. Возрастной ценз также является одним из распространенных критериев отбора иммигрантов. Шансы получить разрешение на въезд в страну выше у более молодых претендентов. К числу требований, предъявляемых к качеству рабочей силы, относятся требования хорошего состояния здоровья прибывающего мигранта, дополнительные профессиональные требования, ограничения личностного и психологического плана.

Share
Tags :
06.04.2017